Структурный подход в обучении английскому языку: анализ синтаксических структур - page 4

4
Таким образом, выделение синтаксических структур может быть с
успехом использовано в различных целях и задачах обучения языку.
Это касается как умений и навыков построения письменных и устных
высказываний, так и выполнения заданий по переводу текстов по
специальности.
Задача заключается в узнавании и выборе правильных структур
для каждого случая практического употребления языковых конструк-
тов, исходя из теории данного языка. Такой метод предоставляет ши-
рокие возможности для изучения иностранных языков. Кроме того,
каждая грамматика обязана удовлетворять определенным внешним
условиям адекватности. Так, например, порождаемые ею предложения
должны быть приемлемы для природного носителя языка. Заметим,
что конкретные методы не являются фиксированными раз и навсег-
да. Прогресс и пересмотр могут осуществляться в силу открытия но-
вых фактов, касающихся конкретных языковых феноменов, или чисто
теоретического проникновения в организацию языковых данных, т. е.
построения новых моделей лингвистической структуры. Выбранный
метод, исходя из определенной совокупности подходов, должен помо-
гать на практике автоматическому конструированию грамматически
правильных структур.
В ходе исследования мы выделяем основные лингвистические
уровни, т. к. необходимо изучить структуры, из которых они состоят,
и процессы, характерные для каждого из них.
1. Физический уровень — уровень высказывания.
2. Фонетический уровень.
3. Морфологический уровень.
4. Синтаксический уровень.
5. Семантический уровень — уровень значения.
Физический уровень — уровень высказывания — состоит из вер-
бальных и невербальных языковых слоев. Он соотносится с так назы-
ваемой врожденной способностью человека воспринимать структуру
языка и на основе интуитивного знания формировать собственные
фразы (ребенок по аналогии конструирует слова: например, днём —
ночем). Мы основываемся на гипотезе Н. Хомски о врожденных
структурах языка, составляющих универсальную грамматику, которая
является априорной по отношению к любой конкретной грамматике.
Овладение грамматическими структурами может происходить в ре-
зультате наложения допонятийного, перцептивного знания, приобре-
таемого человеком в детском возрасте в ходе сенсорно-моторной фазы
развития интеллекта, на те знания, которые прививаются ему в ходе
обучения языку. Следовательно, взрослый человек, уже овладевший
Е.Л. Певницкая
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook