Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи - page 7

7
указывают десятилетие или век; год штурма Зимнего дворца не вспом-
нили 35,6% опрошенных.
Отдельно исследовалась память о выдающихся личностях и поли-
тических деятелях прошлого. Содержание петровских реформ в 44,4%
ответов описывается в общих чертах («прорубил окно в Европу»);
35,2% респондентов выбрали вариант «не знаю». Молодым людям
предлагалось написать несколько имен военачальников периода Вто-
рой Мировой войны, за исключением Сталина и Жукова. Чаще дру-
гих указывались имена таких полководцев, как К.К. Рокоссовский,
К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, А.М. Василевский, И.С. Конев,
А.И. Еременко, Р.Я. Малиновский.
Помимо знания дат и имен нас также интересовала способность мо-
лодых людей оценить значимость того или иного исторического собы-
тия. Оценка роли Великой Отечественной войны в истории России не
вызвала затруднения: развернутый ответ на данный вопрос дали 39,1%
респондентов, еще 35,4% смогли оценить роль войны в общих чертах.
В первую очередь молодое поколение видит объединительную роль
победы, ее значение для становления России как великой державы.
При этом был сделан акцент и на отрицательных последствиях войны:
человеческие и материальные потери, снижение уровня жизни, усиле-
ние напряженности в отношениях с Западом.
Гражданская война в глазах современной молодежи ассоциируется
с понятиями «террор», «ужас», «кошмар». Один респондент в качестве
оценки привел цитату А.С. Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский
бунт, бессмысленный и беспощадный!». Многие указывали на бес-
смысленность этой войны, ее отрицательные последствия. Молодежь
также негативно оценивает пришедший на смену царской России но-
вый строй («пришли к власти те, кого нельзя было допускать»).
Ценностные ориентации современной российской молодежи
(на примере г. Москва).
Рассмотрим три класса ценностей молодежи:
ориентация на религиозность, семью и патриотизм.
Религиозность современной молодежи.
Как показали результаты
опроса, большинство молодых людей (65%) считают себя православ-
ными и дают утвердительный ответ на вопрос «Верите ли Вы в Бога?».
При этом был выявлен парадоксальный факт: среди тех, кто относит
себя к какой-либо религии, десять человек (из 204 опрошенных) не ве-
рят в Бога.
Степень проявления религиозности во внешних действиях низ-
кая: большинство опрошенных не посещают храм (мечеть, синагогу)
(16,3% респондентов никогда не посещают, 58,9%— крайне редко), не
соблюдают постов (72,8% респондентов). Все религиозные праздники
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11
Powered by FlippingBook