2
Л.И. Миклина
подходом к исследованию данного феномена был психологический
[17, с. 10], представленный работами Г. Эббингауза, Г. Айзенка,
Ф. Брентано, К. Левина, Ж. Пиаже, П.П. Блонского, Л.С. Выготско-
го, В.В. Зейгарника, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна.
Изучение памяти в социально-психологической перспективе нашло
свое отражение в концепциях А. Бергсона, Ш. Блонделя, П. Жане,
У. Джеймса, К. Юнга, Э. Фромма.
В 20–30-е годы XX века проблема коллективной памяти поднима-
лась в русле исторического подхода основателями французской школы
Анналов М. Блоком и Л. Февром. Анализ феномена памяти с позиции
исторической науки осуществлялся также Ж. Лефевром, Ф. Ариесом,
Ф. Фюре.
Культурологический подход к исследованиюпамятиможно условно
разделить на два направления: культурно-антропологическое и куль-
турно-семиотическое. Предпосылки анализа коллективного мышления
в антропологии были заложены в работах Э. Эванс-Причарда, Л. Леви-
Брюля и К. Леви-Стросса [17, с. 11]. Культурно-семиотический подход,
разрабатываемый Я. Ассманом, Ю.М. Лотманом, Ю.Г. Эксле и Й. Рю-
зеном, сосредотачивает внимание на изучении текстов как носителей
социальной памяти, процессов их кодирования и декодирования.
Наиболее полно проблематика социальной памяти была разработа-
на в рамках социологического подхода. Данный подход представлен
несколькими группами теорий, которые целесообразно разделить на
пять направлений. Первым по времени возникновения считается функ-
циональный подход, предпосылки которого были заложены Э. Дюрк-
геймом в его теории коллективных представлений. Дальнейшее
развитие идеи Э. Дюркгейма получили в работах М. Мосса и М. Хальб-
вакса [16]. Именно М. Хальбваксу принадлежит заслуга введения в со-
циологию категории коллективной памяти.
Феноменологическое направление берет свое начало в концепциях
Э. Гуссерля, А. Щюца и далее развивается применительно к социаль-
ной памяти Г. Люббе и П. Рикером. К феноменологическому направле-
нию примыкает анализ коллективного сознания, предпринятый П. Бер-
гером и Т. Лукманом в русле социального конструктивизма.
На пересечении культурологического и социологического подхо-
дов к изучению памяти находится постструктурализм, акцентирующий
свое внимание на поиске устойчивых структур общественного сознания.
К данному направлению можно отнести работы Ф. Анкерсмита, Р. Бар-
та, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Ж. Лакана, П. Нора, М. Фуко, Х. Уайта.
Отдельно стоит выделить социально-историческую или эволюци-
онную перспективу изучения социальной памяти. «Общую» память