Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи - page 5

5
однако стоит отметить преобладание конкретно-эмпирических работ
над теоретическими.
Важной проблемой при исследовании ценностей является их клас-
сификация. Среди наиболее известных на сегодняшний день — клас-
сификаций мотивов человеческого поведения на основе потребностей
А. Маслоу, тест М. Рокича, круговая модель Ш. Шварца. В основу дан-
ной работы была положена структура базовых ценностей россиян, раз-
работанная Н.И. Лапиным.
При анализе аксиологической проблематики необходимо обра-
тить внимание на терминологическое различие между «ценностя-
ми» и «ценностными ориентациями». В научной литературе данные
понятия часто употребляются как синонимы, однако, на наш взгляд,
их следует развести. Ценность в социологии понимается как «значи-
мость явлений для человека, его деятельности, удовлетворения по-
требностей»; «положительная значимость или функция тех или иных
явлений в системе общественно-исторической деятельности человека»
[8, с. 107–108]; «обобщенные цели и средства их достижения, выпол-
няющие роль фундаментальных норм» [9, с. 5]. В процессе социализа-
ции происходит интернализация социальных ценностей, в результате
чего формируется ориентация, оказывающая непосредственное влия-
ние на поведение [3]. Под ценностной ориентацией в данной работе
будем понимать такое состояние сознания личности, которое характе-
ризуется относительно устойчивой, социально обусловленной направ-
ленностью на те или иные ценности.
Социальная память молодежи (на примере г. Москва).
Для из-
учения влияния социальной памяти молодежи на формирование ее
ценностных ориентаций было проведено полевое исследование с ис-
пользованием метода анкетного опроса. В качестве эмпирического
объекта была выбрана студенческая молодежь Москвы, а также группа
«молодых взрослых» (24–30 лет). Опрос проводился в марте—апреле
2012 года, в выборку вошло 204 человека.
В исследовании нами было проанализировано три элемента соци-
альной памяти: религиозная, семейная и историческая память.
Религиозная память молодежи.
Современная молодежь хорошо
представляет себе конфессиональный состав Российской Империи.
В качестве наиболее распространенных религий указывается Право-
славие (этот вариант выбрали 97,5% респондентов), ислам (49,2%)
и католицизм (25,9%). Это подтверждают данные исследования, про-
веденного А.Д. Криндичем [6]. Сегодняшние молодые люди также
хорошо представляют себе религиозные обычаи и праздники досо-
ветского времени. 40,7% опрошенных знают три и более религиозных
Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook