10
характерно для наших предков: большинство хочет иметь двоих детей,
и не готово жить с родителями после заключения брака. Развод среди
молодежи считается допустимым, как и сожительство вне зарегистри-
рованного брака. Также приходится констатировать низкий уровень
патриотизма современной молодежи. Большинство молодых россиян
согласны покинуть страну ради перспективной, высокооплачиваемой
работы, при этом юноши не готовы служить в армии.
Уровень различных компонентов социальной памяти характеризу-
ют следующие показатели. Во-первых, в сознании молодежи сложил-
ся устойчивый образ русской семьи, основанной на патриархате, по-
слушании и уважении, с большим числом детей и подразумевающей
совместное проживание нескольких поколений. Что касается норм
семейного законодательства на разных этапах истории, то молодежь
имеет о них лишь самое общее представление. Память о событиях рос-
сийской истории носит фактологический характер: современная моло-
дежь знает даты важнейших событий, годы начала и конца наиболее
значимых периодов истории. Наибольший след в социальной памяти
оставили Великая Отечественная война, отмена крепостного права,
крещение Руси.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии
взаимосвязи между отдельными составляющими социальной памяти
и определенными классами ценностных ориентаций молодежи. Так,
знание религиозной истории и понимание роли отдельных событий
накладывает отпечаток на уровень религиозности молодых людей.
Юноши и девушки, обладающие высоким уровнем семейной памяти,
в большей степени ориентированы на воспроизводство традиционных
брачно-семейных отношений. Знание истории России и умение оце-
нить значимость отдельных ее этапов формирует патриотические на-
строения, выражающиеся в готовности работать и служить в армии
на благо Родины, нежелании покидать страну ради личной выгоды
и оценке России как великой державы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Храпов С.А. Концептуализация понятия «социальная память» в системе со-
циально-гуманитарного знания. Гуманитарные исследования. Журнал фун-
даментальных и прикладных исследований. Астрахань, Изд. дом «Астрахан-
ский университет», 2010, № 3 (35), с. 10–15.
[2] Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. Зенкин С.Н., пер. с фр. М., Новое
издательство, 2007, 346 с.
[3] Тоффлер Э. Третья волна. Бурмистров К.Ю. и др., пер. с англ. М., АСТ, 2009.
[4] Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений. Социологические ис-
следования. 1992, № 2, с. 47–60.
Л.И. Миклина