Previous Page  14 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 22 Next Page
Page Background

К.В. Федоров

14

Гуманитарный вестник

# 1·2018

нятии на себя односторонних обязательств прийти на помощь своим

восточноевропейским соседям, если они сочтут ее желательной [28,

№ 233, с. 332, 333].

И английское, и французское предложения не удовлетворяли со-

ветское правительство. Но во французском был хотя бы элемент вза-

имности. Вопреки мнению некоторых исследователей [22, с. 107],

советская дипломатия учитывала различия в политике Англии и

Франции. 17 апреля правительство СССР, «считая предложение

Франции принципиально приемлемым…, а также желая подвести со-

лидную базу под отношения между тремя государствами», обрати-

лось к английскому и французскому правительствам с предложения-

ми, которые предусматривали заключение между Англией, Францией

и СССР договора о взаимной помощи; оказание тремя державами

помощи граничившим с СССР странам Восточной Европы в случае

агрессии против них; заключение в кратчайший срок Англией, Фран-

цией и СССР военной конвенции; разъяснение английским прави-

тельством, что помощь Польше имеет в виду агрессию исключитель-

но со стороны Германии; превращение польско-румынского договора

в действующий при всякой агрессии либо отмена его как направлен-

ного против СССР, отказ договаривающихся сторон от вступления в

сепаратные переговоры с агрессорами и от заключения с ними сепа-

ратного мира; признание необходимым для Англии, Франции и

СССР вступить совместно в переговоры с Турцией об особом согла-

шении о взаимопомощи [28, № 239, с. 336, 337].

Таким образом, уже в начале англо-франко-советских перегово-

ров обнаружились серьезные расхождения в позициях сторон. СССР

настаивал на заключении трехстороннего договора о взаимопомощи

и дополнении его в кратчайшие сроки военной конвенцией, оказании

союзниками помощи странам, граничившим с СССР, в случае агрес-

сии против них и ряде других положений. Англия требовала от СССР

принятия на себя односторонних обязательств. Но если Туманный

Альбион в силу своего географического положения мог уклониться

от выполнения обязательств, то СССР такой возможности не имел.

Министр иностранных дел Франции Ж. Боннэ после знакомства с

советскими предложениями сообщил Я.З. Сурицу, что «первое впе-

чатление у него сложилось весьма благоприятное» [28, № 240, с. 337,

338]. 20 апреля британский посол в Париже Э. Фиппс с тревогой со-

общал в Форин-офис, что хотя французское правительство еще не

закончило изучение советского предложения, но, несмотря на опреде-

ленные возражения, они могут стать основой соглашения [34, № 241,

p. 260–262]. Лондон требовал, чтобы французское правительство не

давало ответ Москве, не проконсультировавшись с ним [34, № 240,

p. 260; № 250, 251, p. 272]. По мнению Я.З. Сурица, Даладье «легче,