Previous Page  5 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 8 Next Page
Page Background

Человек как фронтир науки настоящего и будущего

Гуманитарный вестник

# 12·2017 5

воречить друг другу. Однако в сложившейся в биомедицине ситуации

настоятельно требуется реализация установки на формирование в со-

циогуманитарном знании образа качественно нового идеала человека.

В истории философской мысли важность идеала как регулятив-

ного принципа движения человеческого рода отчетливо выделял

И. Кант, считавший, что сам человеческий разум уже содержит в себе

идеалы, которые обладают практической силой и лежат в основе

возможности совершенства определенных поступков [10]. Г. Гегель

считал, что понятие идеала принципиально связано с незавершаемым

движением обновления духовной культуры [11].

Обсуждение множества философских, этических, политических и

религиозных аспектов описанных выше направлений трансформации

человека не должно приводить к однозначному и единственному по-

ниманию идеала человека, поскольку все предметы исследования со-

циогуманитарных наук являются в значительной степени объектами

интерпретации, соединяющими в себе слово, ценность, действие, ин-

теллектуальный продукт прошлого, настоящего, будущего. Целью

социогуманитарного обсуждения не является знаниевая исчерпан-

ность предмета, проблемы, ситуации. Суть переосмысления человека

как объекта и одновременно результата познания и современных техно-

логий, согласно авторской позиции, связана с переопределением границ

биологического вида. Прорывами фронтира «конструирования челове-

ка» являются естественный и искусственный геном человека, единство

биологического существа и технического устройства.

Фронтиром современной науки и науки будущего становится по-

нимание человека, на преобразование и совершенствование которого

направлены современные биомедицина и кибернетика. Естественно-

технические науки не в состоянии осуществить рефлексию границ

человеческого, поскольку они сами в полном объеме реализуют це-

левую направленность на преобразование человека. Ценностную ре-

флексию над целевой устремленностью естествознания и технологий

возможно осуществить при выходе за пределы собственно научного

дискурса. Ответы на вопросы о том, что относится и что не относится к

понятию «человеческого», дают социогуманитарные науки и филосо-

фия, которые выходят за пределы локальных ответов — предметных,

технологических, религиозных, экономических, идеологических.

Описание состояния и мироощущения героев, их перехода фронти-

ра в романе Дж.Ф. Купера «Пионеры» (1823), который цитируется в

другом романе Дж.К. Полдинга «Лесной житель» (1818), о том, как

один пастушок оставил Гудзонскую Долину, отправившись в «запад-

ную глушь», выглядит весьма актуально. У Полдинга жители фронтира

характеризуются как люди «самых разных привычек, нравов, эпох и

местностей». Оказавшись вместе, они являют зрелище, исполненное

таких контрастов, каких «не знала ни одна страна и ни один век».