Человек как фронтир науки настоящего и будущего
Гуманитарный вестник
# 12·2017 5
воречить друг другу. Однако в сложившейся в биомедицине ситуации
настоятельно требуется реализация установки на формирование в со-
циогуманитарном знании образа качественно нового идеала человека.
В истории философской мысли важность идеала как регулятив-
ного принципа движения человеческого рода отчетливо выделял
И. Кант, считавший, что сам человеческий разум уже содержит в себе
идеалы, которые обладают практической силой и лежат в основе
возможности совершенства определенных поступков [10]. Г. Гегель
считал, что понятие идеала принципиально связано с незавершаемым
движением обновления духовной культуры [11].
Обсуждение множества философских, этических, политических и
религиозных аспектов описанных выше направлений трансформации
человека не должно приводить к однозначному и единственному по-
ниманию идеала человека, поскольку все предметы исследования со-
циогуманитарных наук являются в значительной степени объектами
интерпретации, соединяющими в себе слово, ценность, действие, ин-
теллектуальный продукт прошлого, настоящего, будущего. Целью
социогуманитарного обсуждения не является знаниевая исчерпан-
ность предмета, проблемы, ситуации. Суть переосмысления человека
как объекта и одновременно результата познания и современных техно-
логий, согласно авторской позиции, связана с переопределением границ
биологического вида. Прорывами фронтира «конструирования челове-
ка» являются естественный и искусственный геном человека, единство
биологического существа и технического устройства.
Фронтиром современной науки и науки будущего становится по-
нимание человека, на преобразование и совершенствование которого
направлены современные биомедицина и кибернетика. Естественно-
технические науки не в состоянии осуществить рефлексию границ
человеческого, поскольку они сами в полном объеме реализуют це-
левую направленность на преобразование человека. Ценностную ре-
флексию над целевой устремленностью естествознания и технологий
возможно осуществить при выходе за пределы собственно научного
дискурса. Ответы на вопросы о том, что относится и что не относится к
понятию «человеческого», дают социогуманитарные науки и филосо-
фия, которые выходят за пределы локальных ответов — предметных,
технологических, религиозных, экономических, идеологических.
Описание состояния и мироощущения героев, их перехода фронти-
ра в романе Дж.Ф. Купера «Пионеры» (1823), который цитируется в
другом романе Дж.К. Полдинга «Лесной житель» (1818), о том, как
один пастушок оставил Гудзонскую Долину, отправившись в «запад-
ную глушь», выглядит весьма актуально. У Полдинга жители фронтира
характеризуются как люди «самых разных привычек, нравов, эпох и
местностей». Оказавшись вместе, они являют зрелище, исполненное
таких контрастов, каких «не знала ни одна страна и ни один век».