Гуманитарный вестник
# 12·2017 1
УДК
008
DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-496
Человек как фронтир науки настоящего и будущего
© Е.В. Брызгалина
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Россия
Предложена авторская трактовка понимания человека как фронтира между
наукой и образованием настоящего и будущего. Традиционные наука и образование
создавались и использовались человечеством для познания и покорения природы, не
трансформируя при этом биологию самого человека. Наука будущего основывает-
ся на преобразовании человека, на улучшении его телесности, на разрушении гра-
ниц человеческого как естественно заданного. Ситуацию настоящего следует
рассматривать не только как следствие предшествующего исторического разви-
тия, но и как состояние, которое формируется из будущего. Обоснован вывод о
том, что понимание человеком себя создает необходимый фронтир между наукой
настоящего и будущего. В социогуманитарном знании и системе образования не
происходит рефлексии над сущностью человека и последствиями его трансфор-
мации средствами генетических технологий, NBIC-конвергенции, трансплантоло-
гии. Перспективы науки, по мнению автора, связаны с гуманитарной и философ-
ской рефлексией над процессами трансформации человека.
Ключевые слова:
наука, социогуманитарное знание, человек, улучшение человека,
природа человека, философия науки, философия образования
В современном представлении понятие «фронтир» указывает на
взаимопроникновение и противоречивое сочетание различных куль-
турно-цивилизационных практик, на своеобразную территорию
встречи и взаимодействия различных культур и цивилизаций [1].
В данном ключе фронтир понимается как социокультурный кон-
структ, концептуальная структура научного знания, фиксирующая
ненаблюдаемые сущности [2]. В художественной литературе фрон-
тир связывается с мотивами «открытой дороги», «пионерства», «ге-
роического покорения природы», является указанием на своеобраз-
ную границу между зоной освоенного и неосвоенного, на границу
того, куда еще не добрались чудеса науки и техники [3].
Представление о том, что есть существенное различие между тем,
что человечество до настоящего времени делает в рамках науки и об-
разования, героически покоряя природу и тем, что будет делать в бу-
дущем, формирует фронтир — понимание человека.
До недавнего времени возможность вторгаться в человеческую
телесность, в частности за счет биомедицины, кардинально не транс-
формировала границы бытия человека. Границы человеческой жизни
имели статус естественной данности [4]. Сегодня наука и основанные
на ней технологии активно способствуют преобразованию человека.