1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2017 1

УДК

008

DOI 10.18698/2306-8477-2017-12-496

Человек как фронтир науки настоящего и будущего

© Е.В. Брызгалина

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Россия

Предложена авторская трактовка понимания человека как фронтира между

наукой и образованием настоящего и будущего. Традиционные наука и образование

создавались и использовались человечеством для познания и покорения природы, не

трансформируя при этом биологию самого человека. Наука будущего основывает-

ся на преобразовании человека, на улучшении его телесности, на разрушении гра-

ниц человеческого как естественно заданного. Ситуацию настоящего следует

рассматривать не только как следствие предшествующего исторического разви-

тия, но и как состояние, которое формируется из будущего. Обоснован вывод о

том, что понимание человеком себя создает необходимый фронтир между наукой

настоящего и будущего. В социогуманитарном знании и системе образования не

происходит рефлексии над сущностью человека и последствиями его трансфор-

мации средствами генетических технологий, NBIC-конвергенции, трансплантоло-

гии. Перспективы науки, по мнению автора, связаны с гуманитарной и философ-

ской рефлексией над процессами трансформации человека.

Ключевые слова:

наука, социогуманитарное знание, человек, улучшение человека,

природа человека, философия науки, философия образования

В современном представлении понятие «фронтир» указывает на

взаимопроникновение и противоречивое сочетание различных куль-

турно-цивилизационных практик, на своеобразную территорию

встречи и взаимодействия различных культур и цивилизаций [1].

В данном ключе фронтир понимается как социокультурный кон-

структ, концептуальная структура научного знания, фиксирующая

ненаблюдаемые сущности [2]. В художественной литературе фрон-

тир связывается с мотивами «открытой дороги», «пионерства», «ге-

роического покорения природы», является указанием на своеобраз-

ную границу между зоной освоенного и неосвоенного, на границу

того, куда еще не добрались чудеса науки и техники [3].

Представление о том, что есть существенное различие между тем,

что человечество до настоящего времени делает в рамках науки и об-

разования, героически покоряя природу и тем, что будет делать в бу-

дущем, формирует фронтир — понимание человека.

До недавнего времени возможность вторгаться в человеческую

телесность, в частности за счет биомедицины, кардинально не транс-

формировала границы бытия человека. Границы человеческой жизни

имели статус естественной данности [4]. Сегодня наука и основанные

на ней технологии активно способствуют преобразованию человека.