Е.В. Брызгалина
2
Гуманитарный вестник
# 12·2017
Неосвоенной землей будущего науки становится преобразование и
улучшение человеком самого себя, разрушение естественных границ
человеческого. Современная наука и технологии являются не только
внешними по отношению к человеку, но и становятся частью его са-
мого, «приближаются к человеку не только извне, но и как бы изнут-
ри» [5]. Человек оказывается «своим собственным произведением»,
проектируя самого себя в части телесности. Границы естественного и
искусственного начинают разрушаться. Происходит соединение по-
знания и технологического применения знаний, неразрывных во вре-
мени и пространстве.
Трансформация понимания человека, его природы и сущности
между современными образованием и наукой, с одной стороны, и об-
разованием и наукой будущего, с другой, создают необходимость в
обозначении данного фронтира.
В этих обстоятельствах не представляется возможным ограни-
читься лишь аксиологической оценкой деятельности человека по ре-
альному или потенциальному применению научных знаний. Требует-
ся онтологическое и аксиологическое осмысление не только послед-
ствий применения технологий, но и самих постановок научных
проблем.
«Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека»
(ЮНЕСКО, 1997 г.) является одним из главных документов между-
народного права, регулирующих генетические исследования. На ос-
новании Декларации, «телесность составляет существенный компо-
нент реальности человеческого бытия, и генетический код рассмат-
ривается как основная глубинная структура телесности» [6]. Сегодня
возможности науки и технологий позволяют изменять «структуру
телесности» как для устранения генных комбинаций, прямо ведущих
к развитию заболеваний, так и для изменения нормы реакции орга-
низма на те или иные воздействия среды в направлении ее расшире-
ния. Наука открывает выход за границы, разрушая естественную за-
данность человеческой телесности в зонах высокой неопределенно-
сти и риска.
Следует отметить, что технологии, ведущие к трансформациям
человеческого генома, активно разрабатываются и начинают исполь-
зоваться в ряде стран (например Китае, Великобритании), хотя во-
прос о желательности или нежелательности тех или иных признаков
для человечества остается открытым. Социально желаемый образ че-
ловека не описан ни с точки зрения биологии в рамках естественно-
научных дисциплин, ни с точки зрения социально ценностных ка-
честв в рамках социогуманитарного знания и философии. Более того,
его невозможно описать по причине неисчерпаемости знаний о чело-
веке как предмете гуманитарной и философской мысли. В науке на
данном этапе ее развития лучше изучена генетика патологий, чем гене-