Е.В. Багрова
6
Гуманитарный вестник
# 11·2017
положительный, а в развивающихся странах на уровне [–4; –2].
В рамках данной модели необходимо учитывать среднемировой пока-
затель. Численность населения развивающихся стран существенно вы-
ше, чем развитых, что приводит к смещению оценки в сторону более
многочисленной группы. В результате, среднемировой показатель
находится на отметке, близкой к –1.
Характеристика развития индустриального производства в мире,
по мнению автора, является более однозначным параметром. По су-
ти, большая часть развитых стран стремится вынести все индустри-
альное производство за пределы своих границ. Это объясняется как
социальными соображениями, так и стоимостью производства [8–9].
Стоимость производства при этом включает в себя не только прямые
издержки, но и налоги на загрязнение окружающей среды, а также
связанные с данным процессом репутационные издержки [10]. Отме-
тим, что отчасти эту ситуацию пытается изменить Дональд Трамп за
счет ввода специфических налогов на импорт товаров американских
компаний, произведенных за границей [11]. Тем не менее на данный
момент возможно оценить значение показателя стремления вынести
индустриальное производство за границу страны на 4 балла из 5, как
крайне высокое.
Сегодня существует ряд работ, в которых указано, что наступает
закат США, упадок мощи страны, а также говорится о смене лидера
на мировой арене [12–15]. Тем не менее важно подчеркнуть, что при
приближении к точке максимального переноса индустриальных про-
изводств в развивающиеся страны именно США стали основополож-
никами нового тренда по возврату и национализации производств,
что соответствует концепции постглобализации [16]. Подобное пове-
дение характеризует лидерскую позицию на мировой арене. Можно
утверждать, что Китай с его особой политикой претендует на миро-
вое лидерство. Однако необходимо отметить, что на данный момент
Китай не принимает решения о выносе производства, развивая одно-
временно национальных независимых производителей [17]. Несмот-
ря на значимость данной тенденции, ее нельзя отнести к решающей в
данном вопросе.
Говоря о согласованности и рассогласованности ценности и сто-
имости, необходимо отметить, что за последние 20 лет мировая ди-
намика в данной плоскости социального развития была наиболее ак-
тивной. Во многом она сопряжена с развитием информационного
общества и информатизацией, однако затрагивает большее количе-
ство стран и потребителей. Можно говорить о том, что именно разви-
тие информационного общества и маркетинга одновременно привело
к формированию такой категории, как бренд [18]. В результате в ры-
ночных отношениях появились надбавка за бренд и многие другие
маркетинговые инструменты влияния на цену, не связанные с реаль-