Стратегия импортозамещения в России: бизнес и инновации...
Гуманитарный вестник
# 10·2017 13
8) совершенствование косвенных путей финансовой помощи ин-
новационной среде. Для этого предприятиям следует предоставить
налоговые и таможенные льготы (чтобы повысить их заинтересован-
ность в инновационной деятельности), уделить внимание гарантиям
со стороны государства, а также обеспечить более простые процеду-
ры кредитования;
9) предоставление инноваторам надежной гарантии защиты их
интеллектуальной собственности. Обязательная регистрация товар-
ных знаков, патентование изобретений, разработка и регистрация ли-
цензионных договоров — все эти мероприятия должны проходить
под особым контролем со стороны государства. В случае нарушений
законодательства права инноваторов должны быть защищены с по-
мощью тщательных экспертиз нарушения патентных и иных прав;
10) создание комплекса мер по принуждению к инновациям через
технические регламенты;
11) объединение усилий всех трех участников, заинтересованных
в развитии технологий: государства, исследовательских организаций
и частного сектора.
Внедрение в практику вышеописанных мер позволит экономике
Российской Федерации совершить рывок в дальнейшем развитии и
стать одним из мировых лидеров.
Инновация — это не случайное событие. В этом процессе глав-
ную роль играют предприниматели. Именно они внедряют и исполь-
зуют инновации. Согласно Шумпетеру, предприниматель иницииру-
ет перемену и создает новые возможности [18]. Пока подражатели не
начинают унифицировать цены и расходы, инноватор может успеть
получить прибыль и нарушить равновесие. В отличие от Шумпетера,
ранняя классическая теория экономики отводила предприниматель-
ству довольно незначительную роль в общей экономической дея-
тельности. Адам Смит считал, что предприниматели участвуют в со-
здании реального капитала, но никак не влияют на формирование со-
отношения спроса и предложения.
Ф. Агьон и П. Ховитт трансформировали шумпетерскую теорию
творческого разрушения, в результате которого происходит процесс
замещения на рынке — новые фирмы вытесняют существующие не-
эффективные предприятия [20]. Некоторые экономисты делают ак-
цент на предположении Шумпетера о том, что экономический рост,
основанный на инновации, нуждается в предпринимателях и эффек-
тивном отборе среди них [21]. Эти теории индустриальной эволюции
связывают предпринимательство и экономический рост напрямую.
Они фокусируются на изменениях как центральном феномене и де-
лают акцент на роли знания. Инновации представляются ключом к
входу на рынок.