Инновации как основа для роста конкурентоспособности национальной экономики
Гуманитарный вестник
# 8·2017 9
Мнение о том, что российское машиностроение по техническому
уровню не подлежит восстановлению и развитию, не совсем верно.
Такие страны, как Япония и ФРГ в 1950-х годах, КНР в 1970–1980
годах. показали, как страны с отсталым и частично разрушенным во
время войны машиностроением довольно быстро его восстановили и
стали в ряд ведущих индустриальных держав. И Россия старается
следовать этому примеру.
Так, несмотря на то, что Россия по производству оборудования
отстает от ведущих стран, часть российской продукции по качеству
практически не уступает иностранным образцам.
В настоящее время в России наметились две взаимосвязанные
тенденции. Первая — реиндустриализация, предполагающая разра-
ботку средств производства, т. е. развитие станкостроения, тяжелого,
энергетического и нефтегазового машиностроения. Вторая — созда-
ние технологического уклада, опирающегося на инновации. Инду-
стриальная революция диктует новые требования к машинострое-
нию, которое будет генерировать значительно более высокую добав-
ленную стоимость и обеспечивать высокопроизводительные рабочие
места. Системообразующими направлениями здесь являются робото-
техника, аддитивные и цифровые технологии [9].
Следует отметить, что инновационная продукция станкострои-
тельных предприятий России становится востребованной за рубежом.
Так, электрохимические станки уфимского предприятия ЕСМ в 2015 г.
были отправлены в Западную Европу и Японию [10].
Еще один пример инновационного продукта российской эконо-
мики — производство лайнера гражданской авиации МС-21, который
28 мая 2017 г. осуществил свой первый полет из Иркутска.
Это первый лайнер, изготовленный полностью по западным стан-
дартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Со-
зданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi
Superjet 100 (SSJ,
ближнемагистральный самолет) масштабным россий-
ским проектом в области гражданской авиации.
МС-21 — представитель семейства ближне- и среднемагистральных
реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан
на осуществление полетов на расстояния порядка 6000 км и создается
в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам
зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и др.
Разработка велась в ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени
А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация “Иркут”» (входят в состав Объ-
единенной авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализован-
ного проекта Як-242 в конце 1980-х годов. В 2014 г. вице-премьер РФ
Д. Рогозин отмечал, что серийные машины проекта МС-21 будут назы-
ваться Як-242. Однако в 2015 г. было заявлено, что самолет не получит
обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего это связано