Previous Page  9 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 15 Next Page
Page Background

Инновации как основа для роста конкурентоспособности национальной экономики

Гуманитарный вестник

# 8·2017 9

Мнение о том, что российское машиностроение по техническому

уровню не подлежит восстановлению и развитию, не совсем верно.

Такие страны, как Япония и ФРГ в 1950-х годах, КНР в 1970–1980

годах. показали, как страны с отсталым и частично разрушенным во

время войны машиностроением довольно быстро его восстановили и

стали в ряд ведущих индустриальных держав. И Россия старается

следовать этому примеру.

Так, несмотря на то, что Россия по производству оборудования

отстает от ведущих стран, часть российской продукции по качеству

практически не уступает иностранным образцам.

В настоящее время в России наметились две взаимосвязанные

тенденции. Первая — реиндустриализация, предполагающая разра-

ботку средств производства, т. е. развитие станкостроения, тяжелого,

энергетического и нефтегазового машиностроения. Вторая — созда-

ние технологического уклада, опирающегося на инновации. Инду-

стриальная революция диктует новые требования к машинострое-

нию, которое будет генерировать значительно более высокую добав-

ленную стоимость и обеспечивать высокопроизводительные рабочие

места. Системообразующими направлениями здесь являются робото-

техника, аддитивные и цифровые технологии [9].

Следует отметить, что инновационная продукция станкострои-

тельных предприятий России становится востребованной за рубежом.

Так, электрохимические станки уфимского предприятия ЕСМ в 2015 г.

были отправлены в Западную Европу и Японию [10].

Еще один пример инновационного продукта российской эконо-

мики — производство лайнера гражданской авиации МС-21, который

28 мая 2017 г. осуществил свой первый полет из Иркутска.

Это первый лайнер, изготовленный полностью по западным стан-

дартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Со-

зданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi

Superjet 100 (SSJ,

ближнемагистральный самолет) масштабным россий-

ским проектом в области гражданской авиации.

МС-21 — представитель семейства ближне- и среднемагистральных

реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан

на осуществление полетов на расстояния порядка 6000 км и создается

в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам

зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и др.

Разработка велась в ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени

А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация “Иркут”» (входят в состав Объ-

единенной авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализован-

ного проекта Як-242 в конце 1980-х годов. В 2014 г. вице-премьер РФ

Д. Рогозин отмечал, что серийные машины проекта МС-21 будут назы-

ваться Як-242. Однако в 2015 г. было заявлено, что самолет не получит

обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего это связано