И.В. Долгова, Е.В. Шкарпетина, Ф.М. Урумова, Т.А. Сысоева
4
Гуманитарный вестник
# 8·2017
стях, то появляется потребность в «мозговом штурме»: какую компо-
зицию составить, какова ее рыночная привлекательность, в чем мож-
но выиграть по сравнению с конкурентами. В этот момент нация об-
ращает свои взоры на наиболее образованную часть населения, пра-
вительство готово создать максимально благоприятные условия для
реализации данного процесса, а люди, занимающиеся бизнесом, бе-
рут на себя ответственность за прорыв на мировые рынки. Такую
консолидированную реакцию бизнесменов, общества и государства
авторы статьи относят к инновационной экономике.
Ярким примером этого является развитие национальной экономики
Китая в последнее десятилетие, рассмотренное в статье [1, с. 3–5].
Еще одной характеристикой инновационной экономики является
качество экономического роста, зависящее от технологических сдви-
гов на базе инноваций. Это сопровождается интенсивным ростом ин-
вестиций в научные исследования, технологические и организацион-
ные инновации. Правда, необходимо отметить, что материализация
научных исследования также зависит от ряда факторов, важнейшими
из которых являются технологическая готовность, наличие соответ-
ствующих потребностей в обществе и наличие необходимых кадров.
Нельзя недооценивать квалификационный уровень работников.
Это то, что называют человеческим потенциалом или фактором ин-
новационной деятельности. Если образовательный уровень кадров не
соответствует техническому уровню средств производства, то воз-
можности последних используются не полностью. А с применением
высококвалифицированного труда можно частично компенсировать
недостатки техники.
В этой связи важно отметить, что роль высококвалифицированных
специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно
будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руко-
водить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инно-
вационные проекты, должна стать приоритетной государственной и ре-
гиональной программой.
По мере развития общества становится очевидно, что в качестве
источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и спосо-
бы их практического применения. Поэтому создание инновационной
системы является приоритетным и должно поддерживаться со сторо-
ны республиканских и региональных органов исполнительной власти
Российской Федерации. Вместе с тем существует точка зрения, в со-
ответствии с которой создание единой инновационной системы —
дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следую-
щие условия: развитая мощная социально-экономическая система,
система защиты интеллектуальной собственности. В основе иннова-
ционной системы должна быть крупная корпорация, ориентирован-
ная на наукоемкую технологию [3].