Инновации как основа для роста конкурентоспособности национальной экономики
Гуманитарный вестник
# 8·2017 3
статочно узкой специализации, как крупные отрасли, производящие
стандартизированную продукцию.
Германия, являясь лидером Европейского сообщества, на протя-
жении многих лет после Второй мировой войны строила свою эко-
номику, опираясь на малое предпринимательство.
Становление малого бизнеса в России — это сложный процесс, в
ходе которого возникает множество проблем, требующих решения,
так как в противном случае развитие малого бизнеса будет постоянно
сталкиваться с непреодолимыми препятствиями. В настоящее время
малый бизнес развивается не только в торгово-посреднической сфере,
но и внедряется в производственные структуры. Если в 1993 г. 50 % за-
регистрированных малых и средних предприятий еще не начинали ра-
боту, 30 % едва сводили концы с концами, 10 % работали нормально,
всего 3–4 % процветали, 37 % из успешно действующих предприятий
малого бизнеса были связаны с теневой экономикой, 40 % не платили
налоги, то в настоящее время ситуация изменилась кардинально. Это
связано с тем, что в конце 1990-х годов. Правительство РФ сделало су-
щественный шаг в решении экономических проблем малого бизнеса,
который заключался в изменении налоговой системы, выделении кре-
дитных ресурсов на приоритетное производство товаров народного по-
требления и продовольствия, создании фондов поддержки из федераль-
ного бюджета, организации сети специализированных банков с участи-
ем государственных средств, страховании программ с высокой
степенью риска из государственных страховых фондов и резервов,
обеспечении гарантий для иностранных инвестиций, использовании за-
рубежного опыта и привлечении зарубежных специалистов.
В послании к Федеральному собранию, которое состоялось 4 де-
кабря 2014 г., президент России Владимир Путин четко определил
путь на развитие малого бизнеса, предоставление различных льгот и
создание благоприятных условий для его подъема.
Изучение динамики развития малого предпринимательства, а
также влияния политики государства на этот процесс в современных
условиях обладает высокой практической ценностью, поскольку вос-
производственный потенциал развития малого бизнеса и его государ-
ственной финансово-кредитной поддержки далеко не исчерпан. В то
же время малый бизнес в России недостаточно изучен, не всегда
адекватно оцениваются его возможности в осуществлении экономи-
ческих реформ [2].
Считается, что когда существует изобилие ресурсов или возмож-
ность финансирования их недостатка (в том числе импорта, покрыва-
емого доходами от сырьевого экспорта), потребности в инновациях
практически отсутствуют. Но если необходимо достичь высоких це-
лей при существующих или сокращающихся ресурсных возможно-