Т.М. Махаматов
4
Гуманитарный вестник
# 12·2016
По Гегелю, единство пространства и времени определяется дви-
жением материи как единство становления и результата. Он пишет,
что «движение является процессом, переходом времени в простран-
ство и наоборот» [8, с. 64]. Здесь интересна мысль Гегеля о том, что
время проявляет себя в пространстве как в определенном результате
изменения.
Время заключается в объективно-закономерной последовательно-
сти в процессе рождения, становления, развития материальной системы
и ее перехода в иное. Каждая качественно определенная материальная
система имеет свое внутреннее время: физическое, химическое, биоло-
гическое и социальное. В обществе имеется многоуровневое время:
глобальное социальное и природное, социального организма и социаль-
ное время индивида, социальное и биологическое время в человеческом
индивиде, которые в действительности пересекаются, влияют друг на
друга. Поэтому в обществе наряду с его внутренним временем форми-
руется
внешнее, хронологическое, определяющее длительность.
Оно
есть внешнее проявление имманентного времени социальной материи,
обусловленное коллективным характером жизнедеятельности людей, а
также необходимостью координации хозяйственной деятельности со
сменой сезона года. Так возникают у каждого народа свои часы, кален-
дарь и летоисчисление. В дальнейшем в результате расширения контак-
тов народов, с образованием империй, межгосударственных военно-
политических, торгово-экономических связей и т. д. формируется еди-
ный международный хронологический стандарт.
В общественной практике и в предметной деятельности человека
особенно конкретно проявляется органическая связь времени и про-
странства с процессом изменения объектов действия человека и ре-
зультатом этих действий. К. Маркс писал, что «само рабочее время су-
ществует, как таковое, лишь субъективно, лишь в форме деятельности»
[9, с. 114], что меновая стоимость товара «определяется овеществлен-
ным в товаре рабочим временем. Как осуществление
определенного
(курсив авт. —
Т.М.
) рабочего времени, товар есть меновая стои-
мость… » [9, c. 111]. Единство времени и деятельности человека более
подробно исследует Л. фон Мизес [10]. Он в своей концепции един-
ства деятельности и времени, подчеркивая, что «деятельность
направлена на изменение и поэтому находится в потоке времени»
[10, с. 95], развил сущностную особенность социального времени,
раскрытую К. Марксом.
В сфере экономики оборот капитала есть время обращения:
Д — Т — Т — Д (деньги — товар — товар — деньги). По К. Марксу,
повторение процесса производства определяется временем обраще-
ния. «Следовательно, сумма стоимостей (стало быть, и прибавочных
стоимостей…), созданных за определенный цикл оборотов капитала,