О природе пространства и времени
Гуманитарный вестник
# 12·2016 3
свойства которых зависят от связанных с ними субъектов или сооб-
ществ. Именно к этому классу относятся личные, психологические,
экзистенциальные, социальные, исторические, политические и дру-
гие времена. Возможно, имеет смысл говорить и о трех онтологиче-
ских формах существования времени:
материальной (физическое
время), идеальной (времена-эпистемы), виртуальной (времена-
переживания)
(курсив авт. —
Т.М.
)» [6, с. 12]. Здесь можно согла-
ситься только с выделением авторами психологического и экзистен-
циального времени как времени-переживания, которое требует от-
дельного исследования.
Однако следующим выводом В.В. Афанасьева и Е.А. Пилипенко
вносят некоторую путаницу в понимание философской категории
объективности: «
времена
, связанные с развитием
социальных сооб-
ществ
, интерсубъективны, а
не объективны
(курсив авт. —
Т.М.
), как
это нередко принято считать. Интерсубъективными, на наш взгляд,
являются социальные, политические, культурные и даже историче-
ские времена» [6, с. 10]. Вывод авторов противоречит положениям
философии об объективности времени как одной из основных форм
существования любых материальных систем, в том числе и социаль-
ных. Также некорректно говорить о материальности и нематериаль-
ности времени.
Пытаясь вырваться из господствующего в философии физико-
механистического понимания времени и пространства, В.В. Афана-
сьева и Е.А. Пилипенко попадают под влияние кантианской трактов-
ки этих понятий.
Элементы механицизма, господство естественнонаучного пони-
мания природы пространства и времени объясняются тем, что исто-
рически первоначально складывалось механистическое понятие про-
странства и времени. Долгий период в философии время рассматри-
вали по существу как «геометрический параметр, позволяющий
описывать последовательность динамических состояний» [7, с. 258]
или же событий. Поэтому оно сводилось к механическому измере-
нию движения явлений, к хронометрии. Предполагались симметрия
между прошлым и будущим и возможность обратимости. Как утвер-
ждал И. Пригожин, адекватное понимание времени как стрелы (т. е.
однонаправленность и необратимость) сформировалось только бла-
годаря понятию становления.
Лишь с ХIХ в. в результате социальных революций, развития
естествознания и немецкой классической философии начинается
формирование диалектического понятия пространства и времени.
Так, например, Гегель рассматривал время и пространство как формы
изменения и развития материального бытия: «…не
во
(курсив авт. —
Т.М.
) времени все возникает и проходит, а само время есть это ста-
новление, есть возникновение и прехождение…» [8, с. 53].