Гуманитарный вестник
# 12·2016 1
УДК 11(045) DOI 10.18698/2306-8477-2016-12-407
О природе пространства и времени
© Т.М. Махаматов
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия
Рассмотрены категории пространства и времени на основе теории самооргани-
зации материи И. Пригожина, нового прочтения Гегеля, К. Маркса, Л. фон Мизеса
и последних исследований в отечественной философской онтологии. Приведены
отличия между имманентным и внешним временем. Показаны диалектика взаи-
мосвязи пространства и времени и возможность их регулирования в финансово-
экономической сфере.
Ключевые слова:
материальная система, пространство, время, внутреннее время,
деятельность, становление, качество, диалектика
В философской литературе до сих пор господствует
естествен-
нонаучное понимание
пространства и времени, что свидетельствует о
некотором игнорировании или недопонимании гегелевской концеп-
ции пространства и времени, а также раскрытых К. Марксом особен-
ностей экономического пространства и времени. Справедливости ра-
ди отметим, что имеются очень интересные исследования онтологи-
ческих, гносеологических и социально-экономических аспектов
вышеназванных форм существования материи [1, 2]. Но и в этих ра-
ботах диалектика пространства и времени, их неразрывная связь с
процессом становления и развития остаются незатронутыми. Напри-
мер,
понимание времени сводится к внешнему, т. е. хронологическо-
му
,
времени
.
В последние годы появились публикации [3–5], в которых кате-
гория времени (пространство пока не «заслужило» должного внима-
ния) перестает трактоваться как чисто естественнонаучная и стано-
вится более философской.
Так, Н.А. Попов пишет: «Время — это
природное явление
…
представляющее собой объективную
очередность
появления
событий
и состояний. Это качественно особый
тип отношений
(курсив авт. —
Т.М.
) материального мира, своим появлением обязанный его измен-
чивости. Временные отношения — это и есть отношения очередно-
сти появления» [3, с. 55]. Здесь имеются некоторые не совсем удач-
ные выражения, которые несколько затушевывают интересные мыс-
ли автора. Если заменить термин «очередность», который не является
философским, на
«последовательность
» и рассматривать время не
как природное явление и не как отношение, но как
форму существо-