Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

Б.Н. Земцов

6

Гуманитарный вестник

# 12·2016

Переход прав и обязанностей от одного субъекта международного

права к другому (обычно от государства к государству) — это право-

преемство [12, с. 35]. Объектами правопреемства государств являются

государственные территория (границы), собственность, архивы, долги,

участие в международных договорах, членство в международных орга-

низациях. Правопреемство возможно в том случае, если есть опреде-

ленная общность между государством-предшественником и государ-

ством-правопреемником — территория, население, собственность и т. п.

[12]. В 1917 г. большевистская Россия отказалась выполнять заключен-

ные царским правительством международные договоры. Но в 1991 г.

правительство новой России, как раз стремясь стать частью общеевро-

пейской системы, подтвердило свое правопреемство. И 23 декаб-

ря 1991 г. Россия была признана Европейским союзом правопреемни-

цей Советского Союза в полном объеме.

С точки зрения международного права Российская империя,

РСФСР, СССР и Российская Федерация — субъект международного

права, не прекращавший своего существования. Но формы государ-

ства, экономическая и социальная системы за XX в. менялись три-

жды: царский период, советский и современный. Незнание этой ме-

тодологической истины приводит к тому, что негативные черты со-

ветской и давно канувшей в Лету дореволюционной системы

переносятся на современную Россию.

Здесь, правда, возникает проблема: социально-политические ин-

ституты в ходе революций меняются, а сколь долго сохраняются

привычки людей, традиции народа, политическая ментальность?

Еще в 1960 г. Х. Дайкер и Н. Фрийда констатировали: «Наблюде-

ние, что народы различны, — общее место. Но без ответа остается

вопрос: действительно ли эти различия являются национальными

различиями, то есть характеристиками национальной популяции как

целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации,

т. е. разнятся ли они от одной нации к другой?» [13]. Вполне возмож-

но, что ментальность как коллективно-личностное образование, тем

более культура этноса, представляет собой устойчивые духовные

ценности, глубинные установки. Но политика зависит не столько от

национальных традиций, сколько от политических представлений. На

основе исторического опыта XX в. можно утверждать, что политиче-

ская ментальность является реакцией одного-двух поколений на эко-

номические и социально-политические реалии.

Если говорить о политической элите Запада, то ее взгляд на исто-

рию не столько упрощенно ошибочный, сколько прагматичный.

Отношения между Западом и современной Россией можно разде-

лить на два этапа: 1990-е годы и с начала XXI в. по сей день. Кон-

цепция внешней политики Евросоюза в 1990-е годы в целом основы-