История России в восприятии западноевропейцев
Гуманитарный вестник
# 12·2016 3
Остановимся лишь на стереотипах, имеющих, если можно так
выразиться, академическую природу. Речь идет о естественном не-
знании проблемы проявления исторических закономерностей.
В академической среде существуют разные точки зрения в отно-
шении исторических закономерностей. По мнению автора статьи,
они существуют прежде всего на уровне регионов и периодов.
В науке нет единого взгляда на понятие «регион». Суммируя раз-
ные подходы,
можно было бы дать следующее определение: регион
представляет собой группу стран, имеющих приблизительно одина-
ковые институты и движущихся примерно в одном направлении.
Механизм развития каждого региона специфичен. Однако на
уровне массового сознания эта истина не воспринимается. К тому же
для сознания простого западноевропейца характерен европоцен-
тризм. Шведский профессор Ян Экекранц пишет: «Европа, согласно
такому взгляду, — это центр, и чем дальше от него, тем примитивнее
становятся отношения, увеличивается число болезней, растет смерт-
ность, процветает застой, все погружено в туман и темноту» [6].
Из ошибочного использования социокультурных критериев од-
ного общества в отношении другого вытекает целый комплекс не-
обоснованных претензий и фобий. В западноевропейской публици-
стике XIX в., пожалуй, наиболее красочными, эмоциональными и од-
новременно русофобскими были путевые заметки французского
аристократа и писателя маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году».
(Его предвзятось перешла все разумные пределы: исключительно в
мрачных красках он описал архитектуру Санкт-Петербурга. Хотя ее
авторами тогда были в основном европейские зодчии: Трезини, Леб-
лон, Растрелли, Ринальди, Камерон, Тома де Томон.)
Наиболее яркий пример последних лет — обвинение России в
нарушении прав и свобод человека. История становления этого инсти-
тута является составной частью политической истории Западной Евро-
пы. Как заметили А.И. Иойрыш и К.Е. Сигалов, права человека — это
историко-политическое явление, возникшее в определенном месте и
в определенное время [7]. В силу целого комплекса причин институт
прав и свобод человека в подавляющей части стран мира не получил
такого же широкого распространения, как в странах Запада.
На заре русского либерализма А.С. Пушкин весьма саркастиче-
ски высказался по поводу прав и свобод:
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;