Незаконченная дискуссия о понятии «ВПК»
Гуманитарный вестник
# 9·2016 5
ресов ряда военных и политиков, стремящихся выйти из-под кон-
троля правительства и конгресса ради своих собственных, корыстных
интересов. Именно такая, единственная оценка ВПК — «союз граж-
данско-военной бюрократической группы и бизнеса, процветающего
за счет подготовки к войне» — существовала в советской историо-
графии [29, с. 56]. Но в 1990-е гг. от нее необдуманно отказались.
Таким образом, если говорить о советском ВПК, то прежде всего
требуется доказать существование в СССР лоббистских групп,
имевших корыстные интересы.
В отечественной историографии есть ряд работ, авторы которых
полагают, что такое лобби существовало [30, c. 223, 224, 228–234].
Они опираются на мемуары некоторых деятелей того периода. Так,
бывший секретарь ЦК КПСС, куратор ВПК СССР Я.П. Рябов успеш-
ным лоббистом называет министра обороны СССР Д.Ф. Устинова.
Именно Д.Ф. Устинов настаивал на программе высадки человека на
Луну, которая с треском провалилась, создании межпланетной кос-
мической станции (МКС «Буран») и сверхзвукового гражданского
самолета ТУ-144 (эти планы тоже рухнули) и многом другом.
Я.П. Рябов пишет, что Д.Ф. Устинов «никогда не считался с затратами
государства на военно-промышленные программы» [31, c. 103, 104].
.
Некоторые историки оценивают как условия для лоббизма поста-
новку разным НИИ и КБ одних и тех же задач. Вообще партийно-
государственное руководство страны, не разбираясь профессиональ-
но в технических вопросах, ставило такие задачи со времен Великой
Отечественной войны. Однако трактовать дальнейшие действия ру-
ководителей этих НИИ и КБ как лоббистские представляется боль-
шим упрощением. Так, авторы воспоминаний о В.П. Глушко, посвя-
тив одну из своих глав спорам академика с С.П. Королевым, назвали
ее «Противостояние концепций и амбиций». Однако они признали,
что личный конфликт оппонентов предопределялся разными взгля-
дами «на дальнейшее развитие ракетной техники и, в частности, на
лунную программу. Следовательно, каждый отстаивал свою концеп-
цию и настаивал на своей правоте» [32, c. 527–532].
Определенные влиятельные круги в виде отдельных министерств,
секретарей некоторых обкомов, конечно, были. Предметом «лобби-
рования» являлись ресурсы, необходимые для той или иной отрасли,
а также борьба за минимизацию производственных планов. Но это
влияние вряд ли можно определять как лоббизм, поскольку в класси-
ческом толковании лоббизм представляет собой оплачиваемое воз-
действие на законодательную или исполнительную власть ради ко-
рыстных интересов. Такого рода воздействие возможно только в ры-
ночной экономике, чего в СССР, где существовала единственная —
государственная — форма собственности, быть не могло. (Условия