Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера
Гуманитарный вестник
# 7·2016 7
охранное законодательство либо отсутствует вовсе, либо довольно
либерально, а население озабочено проблемами каждодневного выжи-
вания, а не вопросами экологии. И в этом плане особый интерес пред-
ставляет анализ политических, экологических, экономических про-
блем, которые возникают при внедрении той или иной якобы
экологически безопасной технологии в зарубежной практике [11].
Следует отметить, что основные теоретические положения зарубеж-
ной и отечественной методики имеют много общего.
Однако имеются и существенные различия, особенно в организа-
ции и проведении эксперимента, где центральным вопросом является
место проведения эксперимента с учетом требований безопасности.
Как правило, вначале осуществляется поиск готовых решений и без-
опасных технологий. Если это не дает результата, то приобретают па-
тенты и лицензии в данной сфере, иногда осуществляется промыш-
ленный шпионаж. В случае отказа в продаже патентов или при
недостаточном уровне эффективности и безопасности приобретенных
технологий создается исследовательская группа. Далее, при реализа-
ции тех или иных идей, результаты лабораторных исследований и
применение в реальном массовом производстве могут существенно
расходиться. Другими словами, в силу ряда причин новые технологии,
прекрасно работавшие в лабораторных условиях, при внедрении в
производство не дают ожидаемого эффекта или приводят к авариям с
разрушениями и человеческими жертвами.
В зарубежной практике проводятся определенные эксперименты
в странах третьего мира. Местный персонал и административные
структуры обычно не предупреждают о возможной опасности, исхо-
дящей от изучаемого объекта. В развивающихся странах низкая ква-
лификация работников не позволяет понять и проанализировать экс-
периментальный процесс, а значит и препятствовать проведению
работ. В данных условиях создаются новые креативные группы [12],
но уже из местного персонала, привлекаются наиболее талантливые,
способные, трудолюбивые, инициативные люди, но доступ ко всей
технологии им запрещен. Они обладают другим видением, ментали-
тетом, нестандартным подходом к решению тех или иных проблем,
что повышает эффективность творческого поиска, и, как показывает
практика, находят простые и недорогие способы решения. Такие ра-
ботники — дешевый интеллектуальный ресурс, многие из них рабо-
тают за чисто символическое материальное вознаграждение, либо их
интересует возможность обучения в университете или эмиграция
в индустриально развитые страны.
После экспериментальной обкатки отработанная технология внед-
ряется в массовое производство в промышленно развитых странах.
Цикл исследовательских работ закрывается, исследовательские орга-
низации ликвидируются, а их архивы и документация уничтожаются.