Методологические аспекты экологической подготовки будущего инженера
Гуманитарный вестник
# 7·2016 3
дельных методологических принципов, направленных на экологиче-
скую подготовку будущих инженеров.
Для обеспечения экологической безопасности разрабатываемых
технических систем и технологий необходимо внедрение современ-
ных достижений науки и техники. И в этом плане важным является
такой методологический тезис, как экологическая направленность
современного научного знания. Он означает, что цели и задачи как
естественнонаучных, так и общественных наук связываются или
должны обязательно связываться сегодня с экологической проблема-
тикой. В результате сама экология становится интегрирующей
наукой, так как в ее рамках осуществляется синтез научного знания
с точки зрения решения экологических проблем.
Впервые проблему экологической направленности научного зна-
ния поставил В.И. Вернадский, но он применил данный подход лишь
к отдельным областям науки (биологии и геохимии). Сегодня эта
проблема имеет более широкий и сложный характер. Резко выросли
уровень научного знания, взаимодействие и взаимосвязь между раз-
личными отраслями науки. На передний план анализа, оценки гло-
бального экологического состояния окружающей природной среды
выходят новые области науки, их методы. Например, широкое при-
менение сегодня находит экологический мониторинг, который имеет
междисциплинарный характер, включает подходы и методы различ-
ных наук, в том числе и математические методы обработки результа-
тов, которые здесь очень значимы. Следует осторожно подходить
к вопросу о значении, влиянии той или иной области знания в реше-
нии экологических проблем, не преуменьшая и не преувеличивая ее
достижений. Другими словами, для оценки экологической ситуации
требуется комплексный подход, т. е. одновременный анализ многих
экологически значимых факторов, и показатели следует дублировать
методами различных наук, которые подтверждали бы их истинность
независимым образом [5]. Только такой научный подход позволяет
предвидеть, а следовательно, и предотвратить те или иные экологи-
ческие последствия, что достаточно трудно, так как сегодня экологи-
ческая ситуация меняется очень быстро.
Как известно, в природе все составные элементы системы нахо-
дятся в гармонии и равновесии, которое нарушает лишь человеческая
деятельность. Природа не всегда успевает восстанавливаться, сказы-
вается ограниченность компенсаторных механизмов, саморегуляции,
а значит, начинаются процессы необратимого разрушения. И лишь
экологическая направленность научного знания в определенной сте-
пени дает возможность ограничить, а возможно, и предотвратить те
или иные негативные последствия неразумного вмешательства обще-
ства в окружающую среду. Но прогнозы в этом направлении различ-
ными учеными выдвигаются как оптимистичные, так и пессимистич-