С.А. Лебедев, Н.Н. Бушуев, В.В. Бушуева
2
Гуманитарный вестник
# 7·2016
ятельности. Необходимость такой подготовки обоснована, с одной
стороны, принципиально междисциплинарным характером техниче-
ских наук и технического знания, реализующих структурное единство
естественнонаучного и социально-гуманитарного аспектов знаний [2,
3], а с другой — резко возросшими масштабами влияния современной
техносферы на экологические параметры существования современно-
го общества.
Категория «методология» имеет множество значений. Рассмот-
рим некоторые основные определения. Во-первых, методология —
это система общих теоретических принципов решения научных во-
просов. Во-вторых, методология — это учение о методах познания
и преобразования действительности, т. е. теория методов. В филосо-
фии под методологией понимают учение не только о научных, но
и о всеобщих методах познания и преобразования действительности.
Необходимо подчеркнуть, что современная методология уже не явля-
ется некой единой, целостной наукой, а расчленяется на отдельные
виды и разновидности методологии в зависимости от разрабатывае-
мых методов и конкретной области знания или практической дея-
тельности [4]. Другими словами, каждая наука или практическая
сфера разрабатывает свои методы исследования, где отражается кон-
кретная специфика данного предмета. Здесь общие философские
и общенаучные принципы конкретизируются уже применительно
к требованиям определенной науки и разрабатываются представите-
лями именно этой области. Такой тип методологии может быть
назван частно-научной методологией. Такая методология не пред-
ставляет собой некую самостоятельную область знания, а, как прави-
ло, органически входит в конкретные науки, являясь необходимой
компонентой их содержания [4].
Это не исключает того факта, что методы, разрабатываемые в
рамках той или иной конкретной науки, могут быть использованы
и в других науках. Например, некоторые методы математики, ин-
форматики, физики и др. Эта методология не является междисципли-
нарной, поскольку с самого начала была привязана к содержанию
определенной науки, в рамках которой и разрабатывался этот метод.
Но впоследствии при применении в других науках он начинает вы-
полнять междисциплинарную функцию.
Методология экологического познания представляет собой доста-
точно сложный объект исследования, еще недостаточно изученный.
Это связано с тем, что экология по сравнению с другими науками яв-
ляется довольно молодой. Поэтому и ее собственная методология, ка-
тегориальный аппарат, принципы, законы и методы слабо разработа-
ны. Авторы статьи также не ставят своей целью решение этих
проблем. Задача работы — показать значимость и эффективность от-