Г.И. Ловецкий
8
Гуманитарный вестник
# 6·2016
(занимается основаниями природы) от техники (меняет созданные
природой формы). Мыслитель предложил классификацию наук, ба-
зой которой стали человеческие способности — память, фантазия
и рассудок (история, поэзия, объяснительные науки).
В. Дильтей формализует уже случившееся разделение знания на
науки о духе и о природе. Появляются учения о силах, теплоте, хи-
мических связях, электромагнитных явлениях, атомном строении
вещества, жизненных силах человека, теория эволюции, представле-
ния о генетическом механизме. Возрастает роль прикладных иссле-
дований и технических наук.
В отечественной философии науки сложилось представление
о том, что типы рациональности (классический, неклассический
и постклассический) коррелируют с исследуемым объектом, полу-
ченная в пределах этих типов истина не является абсолютной, она
релевантна типу объекта — простой механической системе, целост-
ному объекту, сложной саморазвивающийся системе. Новая пара-
дигма не отменяет полученные результаты, она лишь ограничивает
их применение [15].
Совокупный объект науки, полученный путем семантического
анализа ведущих научных направлений, в плане фундаментальных
исследований РАН на период до 2025 г. может быть охарактеризован
как механическое смешение девяти укрупненных блоков, отражаю-
щих представление о классификации наук: математические науки,
физика, технические науки, информатика, химические науки и науки
о материалах, биологические науки, науки о Земле, общественные
науки, историко-филологические науки. Аналогичную схему, но уже
в виде «треугольника знаний» (образование — наука — инновации)
мы находим в концепции стратегии развития инновационного вуза на
примере Нижегородского университета имени Н.И. Лобаческого [16],
Казанского государственного технического университета [17].
Между тем перед университетами стоит задача обеспечить вхож-
дение страны в шестой технологический уклад, миновав, по сути,
«коридоры» пятого уклада, а такого рода задачи требуют уже иных
подходов [18]. Приоритеты фундаментальной науки определяются не
столько запросами экономики (и не экономическими кризисами!),
сколько логикой развития науки и необходимостью получения новых
знаний на прорывных направлениях глобальной деятельности чело-
вечества (космонавтика, исследование Вселенной и природы веще-
ства, генная инженерия). В свою очередь это создает специфическую
среду, в которой разворачиваются прикладные исследования, разви-
ваются технические науки — примерами таких мегапроектов явля-
ются международная космическая станция, Большой адронный кол-
лайдер. Их реализация втягивает в свою орбиту не только МГУ име-