Previous Page  8 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 15 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий

8

Гуманитарный вестник

# 6·2016

(занимается основаниями природы) от техники (меняет созданные

природой формы). Мыслитель предложил классификацию наук, ба-

зой которой стали человеческие способности — память, фантазия

и рассудок (история, поэзия, объяснительные науки).

В. Дильтей формализует уже случившееся разделение знания на

науки о духе и о природе. Появляются учения о силах, теплоте, хи-

мических связях, электромагнитных явлениях, атомном строении

вещества, жизненных силах человека, теория эволюции, представле-

ния о генетическом механизме. Возрастает роль прикладных иссле-

дований и технических наук.

В отечественной философии науки сложилось представление

о том, что типы рациональности (классический, неклассический

и постклассический) коррелируют с исследуемым объектом, полу-

ченная в пределах этих типов истина не является абсолютной, она

релевантна типу объекта — простой механической системе, целост-

ному объекту, сложной саморазвивающийся системе. Новая пара-

дигма не отменяет полученные результаты, она лишь ограничивает

их применение [15].

Совокупный объект науки, полученный путем семантического

анализа ведущих научных направлений, в плане фундаментальных

исследований РАН на период до 2025 г. может быть охарактеризован

как механическое смешение девяти укрупненных блоков, отражаю-

щих представление о классификации наук: математические науки,

физика, технические науки, информатика, химические науки и науки

о материалах, биологические науки, науки о Земле, общественные

науки, историко-филологические науки. Аналогичную схему, но уже

в виде «треугольника знаний» (образование — наука — инновации)

мы находим в концепции стратегии развития инновационного вуза на

примере Нижегородского университета имени Н.И. Лобаческого [16],

Казанского государственного технического университета [17].

Между тем перед университетами стоит задача обеспечить вхож-

дение страны в шестой технологический уклад, миновав, по сути,

«коридоры» пятого уклада, а такого рода задачи требуют уже иных

подходов [18]. Приоритеты фундаментальной науки определяются не

столько запросами экономики (и не экономическими кризисами!),

сколько логикой развития науки и необходимостью получения новых

знаний на прорывных направлениях глобальной деятельности чело-

вечества (космонавтика, исследование Вселенной и природы веще-

ства, генная инженерия). В свою очередь это создает специфическую

среду, в которой разворачиваются прикладные исследования, разви-

ваются технические науки — примерами таких мегапроектов явля-

ются международная космическая станция, Большой адронный кол-

лайдер. Их реализация втягивает в свою орбиту не только МГУ име-