Гуманитарный вестник
# 6·2016 1
УДК 001:1 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-370
Социально-философские аспекты
современного инженерно-технического образования
© Г.И. Ловецкий
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Калужский филиал, Калуга, 248000, Россия
Проведен социально-философский анализ ведущих тенденций развития технических
университетов. Показано, что их будущее определяется главным объектом науки,
в качестве которого сегодня начинает доминировать жизнь как высший объект
в иерархии предметов и явлений, изучаемых науками. Новое содержание образования
предполагает инновационные методы подготовки инженерно-технических кадров
на основе фундаментальной и прикладной моделей обучения.
Ключевые слова:
инженерно-техническое образование, главный объект науки,
фундаментальная и прикладная модель обучения.
Ответственность перед поколениями, вступающими в професси-
ональную жизнь, и обществом, которое хотело бы жить достойно,
предполагает высокую обеспокоенность власти о состоянии инже-
нерно-технического образования как ведущего фактора экономиче-
ского благополучия нации и ее лидирующих позиций в наукоемких
производствах. Современное инженерно-техническое образование —
это сочетание знаний в области естественных и технических наук,
цель которого — создать у студентов адекватное представление
о способах применения указанных знаний к производству техниче-
ских устройств и машин.
Социально-философский анализ современного инженерно-техни-
ческого образования направлен на выявление причин, препятствую-
щих приоритетному развитию высшей инженерной школы страны,
такого уровня иерархии, который устанавливает подлинные основа-
ния. Исследуем вначале внутренние, а затем и внешние факторы,
влияющие на положение дел в сфере высшего образования.
Анализируя внутренние факторы, мы могли бы вслед за Ф. Бэко-
ном повторить, что трезвой оценке наслоившихся проблем в данном
вопросе мешают некие «идолы», порожденные нашим превратным
пониманием реальности.
Избегая прямых аналогий с мнением английского философа, из-
ложенного им 400 лет назад, выделим первый «идол» — инерциаль-
ность мышления, которая проявляется в ностальгии по преимуще-
ствам русского инженерного образования конца XIX — середины
XX столетия и в недоумении по поводу того, что эти достижения
остаются незамеченными для интеллектуальной элиты других стран,
и, следовательно, невостребованными западными университетами.