Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования

Гуманитарный вестник

# 6·2016 5

Некоторые исследователи к внешним условиям относят экономи-

ческие процессы. Будущее университетов России с точки зрения гло-

бальных трендов рассматривают Т.Л. Клячко и В.А. Мау [8], которые

полагают, что еще 5–10 лет тому назад в мировом образовательном

пространстве активно обсуждались реформы всей системы образова-

ния, а ныне вперед вышли проблемы высшей школы, чему способ-

ствовал глобальный экономический кризис. Авторы, во многом сле-

дуя традиции, но все же вполне справедливо подчеркивают, что

к факторам модернизационного рывка в образовании следует отнести

обеспечение адаптивности молодых людей, т. е. развитие способно-

стей человека в процессе работы по своей профессии быстро и ак-

тивно реагировать на новые вызовы, что существенно отличает этот

этап от прежнего, когда образование выступало как способ и сред-

ство овладения профессией (ремеслом).

Заметим, что работы Ф.Г. Кумбса [9] и Ж.-Ф. Лиотара [10] воз-

никли примерно в один и тот же временной промежуток и зафикси-

ровали общие для средней и высшей школы проблемы, которые не

осознаны по-настоящему до последнего времени, т. е. это были одно-

порядковые явления. Однако если для Ф.Г. Кумбса школьный кризис

был вызван резким ускорением научно-технического прогресса, то

Ж.-Ф. Лиотар настаивает на том, что отныне знание становится про-

изводительной силой, при этом одни знания будут предназначены

для лиц, принимающих решения, а другие — для поддержания соци-

альных связей. У Ж.-Ф. Лиотара имеется замечательная мысль о том,

что великая функция, возложенная на университеты, заключается в

демонстрации совокупности сведений и выявлении в то же время

принципов и оснований всякого знания, поскольку творческая науч-

ная способность не может существовать без спекулятивного духа:

школы функциональны, университет — спекулятивен, т. е. он не мо-

жет существовать без философского начала. Философия должна вос-

становить единство знаний, разбросанных по частным наукам, и сде-

лать это она может одним возможным для нее средством — критиче-

ским анализом.

Это принципиальное положение остается незамеченным, более

того, оно игнорируется руководством университетов, однако и про-

фессора философии тут мало в чем преуспели. Рассмотрим ситуацию

несколько подробнее и потому зададимся вопросом, что следует от-

нести к основаниям фундаментальных процессов в высшей школе?

Обратимся вначале к прогнозным сценариям развития высшей

школы. Для России основными вызовами в развитии университетов

названы [11]:

внешний — смена экономической модели и нарастающая не-

определенность экономического развития;