Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования
Гуманитарный вестник
# 6·2016 5
Некоторые исследователи к внешним условиям относят экономи-
ческие процессы. Будущее университетов России с точки зрения гло-
бальных трендов рассматривают Т.Л. Клячко и В.А. Мау [8], которые
полагают, что еще 5–10 лет тому назад в мировом образовательном
пространстве активно обсуждались реформы всей системы образова-
ния, а ныне вперед вышли проблемы высшей школы, чему способ-
ствовал глобальный экономический кризис. Авторы, во многом сле-
дуя традиции, но все же вполне справедливо подчеркивают, что
к факторам модернизационного рывка в образовании следует отнести
обеспечение адаптивности молодых людей, т. е. развитие способно-
стей человека в процессе работы по своей профессии быстро и ак-
тивно реагировать на новые вызовы, что существенно отличает этот
этап от прежнего, когда образование выступало как способ и сред-
ство овладения профессией (ремеслом).
Заметим, что работы Ф.Г. Кумбса [9] и Ж.-Ф. Лиотара [10] воз-
никли примерно в один и тот же временной промежуток и зафикси-
ровали общие для средней и высшей школы проблемы, которые не
осознаны по-настоящему до последнего времени, т. е. это были одно-
порядковые явления. Однако если для Ф.Г. Кумбса школьный кризис
был вызван резким ускорением научно-технического прогресса, то
Ж.-Ф. Лиотар настаивает на том, что отныне знание становится про-
изводительной силой, при этом одни знания будут предназначены
для лиц, принимающих решения, а другие — для поддержания соци-
альных связей. У Ж.-Ф. Лиотара имеется замечательная мысль о том,
что великая функция, возложенная на университеты, заключается в
демонстрации совокупности сведений и выявлении в то же время
принципов и оснований всякого знания, поскольку творческая науч-
ная способность не может существовать без спекулятивного духа:
школы функциональны, университет — спекулятивен, т. е. он не мо-
жет существовать без философского начала. Философия должна вос-
становить единство знаний, разбросанных по частным наукам, и сде-
лать это она может одним возможным для нее средством — критиче-
ским анализом.
Это принципиальное положение остается незамеченным, более
того, оно игнорируется руководством университетов, однако и про-
фессора философии тут мало в чем преуспели. Рассмотрим ситуацию
несколько подробнее и потому зададимся вопросом, что следует от-
нести к основаниям фундаментальных процессов в высшей школе?
Обратимся вначале к прогнозным сценариям развития высшей
школы. Для России основными вызовами в развитии университетов
названы [11]:
•
внешний — смена экономической модели и нарастающая не-
определенность экономического развития;