Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования
Гуманитарный вестник
# 6·2016 7
первых самостоятельных шагов включаются в глобальные проекты —
спасение Земли от возможных космических катастроф, освоение даль-
него космоса и переселение людей на другие планеты вплоть до ис-
кусственного создания планет земной группы, искусственного интел-
лекта, продления жизни, прекращения военных конфликтов, ликвида-
ции нищеты и голода.
Обратимся к вопросу о том, что было объектом науки в прошлом
и каким он может быть.
Объектом европейской науки с момента возникновения ее основ
в античности была природа, предметом — всевозможные проявления
природы, включая человека. Исследователей интересовали проблемы
классификации, систематизации предметов природы, происхождение
которых было следствием внешних сил, имеющих неопределенную
сущность. Природа человека занимала особое место в анализе явле-
ний окружающего мира: анализ форм мышления человека был вы-
полнен мыслителями античности безупречно, они немало сделали
для становления этики, эстетики, искусств, педагогики, психологии,
политики, но исследования того, что есть жизнь, были ограничены
весьма смутными представлениями о кровообращении, сердце, мозге.
В качестве науки об основаниях, ничем не обусловленных в процессе
познания природных и социальных явлений, выступала метафизика.
В этом смысле материализм или естественнонаучный монизм — это
такая же метафизика, как пифагорейское учение о числе или плато-
новское учение об идеях, ибо они тоже ведут речь о всеобщих необ-
ходимых определениях сущего. В Средние века мыслители интен-
сивно искали философский камень, эликсир долгой жизни, средство
размягчать стекло, вечный свет, гиперболу вогнутого зеркала, градус
долготы, квадратуру круга и вечное движение. Они также следовали
Платону и Аристотелю в поисках ответа на вопрос, что есть космос и
что есть благо и как они могут взаимодополнять друг друга. Вопрос,
что есть жизнь, рассматривался в пределах богословия, которое
накладывало некоторые ограничения на метафизику эпохи. Тем не
менее усилиями средневековых схоластов и мыслителей (Ф. Аквин-
ский, Д. Скот, У. Оккам, Н. Кузанский) были подготовлены условия
рационализации знания, проводниками которых становились первые
университеты.
Мыслители Нового времени совершают подлинную революцию в
мышлении — они находят, что предметы науки имеют внутренний
источник развития и движения. Галилей в самом процессе получения
знания впервые выявил технический аспект, он пришел к выводу
о том, что невозможно изучать величину, форму и движение объек-
тов без специально сконструированных приборов. Так возникли ос-
нования экспериментального метода исследования явлений природы.
Этот крен еще более усилил Ф. Бэкон, сформулировав отличие науки