Previous Page  7 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 15 Next Page
Page Background

Социально-философские аспекты современного инженерно-технического образования

Гуманитарный вестник

# 6·2016 7

первых самостоятельных шагов включаются в глобальные проекты —

спасение Земли от возможных космических катастроф, освоение даль-

него космоса и переселение людей на другие планеты вплоть до ис-

кусственного создания планет земной группы, искусственного интел-

лекта, продления жизни, прекращения военных конфликтов, ликвида-

ции нищеты и голода.

Обратимся к вопросу о том, что было объектом науки в прошлом

и каким он может быть.

Объектом европейской науки с момента возникновения ее основ

в античности была природа, предметом — всевозможные проявления

природы, включая человека. Исследователей интересовали проблемы

классификации, систематизации предметов природы, происхождение

которых было следствием внешних сил, имеющих неопределенную

сущность. Природа человека занимала особое место в анализе явле-

ний окружающего мира: анализ форм мышления человека был вы-

полнен мыслителями античности безупречно, они немало сделали

для становления этики, эстетики, искусств, педагогики, психологии,

политики, но исследования того, что есть жизнь, были ограничены

весьма смутными представлениями о кровообращении, сердце, мозге.

В качестве науки об основаниях, ничем не обусловленных в процессе

познания природных и социальных явлений, выступала метафизика.

В этом смысле материализм или естественнонаучный монизм — это

такая же метафизика, как пифагорейское учение о числе или плато-

новское учение об идеях, ибо они тоже ведут речь о всеобщих необ-

ходимых определениях сущего. В Средние века мыслители интен-

сивно искали философский камень, эликсир долгой жизни, средство

размягчать стекло, вечный свет, гиперболу вогнутого зеркала, градус

долготы, квадратуру круга и вечное движение. Они также следовали

Платону и Аристотелю в поисках ответа на вопрос, что есть космос и

что есть благо и как они могут взаимодополнять друг друга. Вопрос,

что есть жизнь, рассматривался в пределах богословия, которое

накладывало некоторые ограничения на метафизику эпохи. Тем не

менее усилиями средневековых схоластов и мыслителей (Ф. Аквин-

ский, Д. Скот, У. Оккам, Н. Кузанский) были подготовлены условия

рационализации знания, проводниками которых становились первые

университеты.

Мыслители Нового времени совершают подлинную революцию в

мышлении — они находят, что предметы науки имеют внутренний

источник развития и движения. Галилей в самом процессе получения

знания впервые выявил технический аспект, он пришел к выводу

о том, что невозможно изучать величину, форму и движение объек-

тов без специально сконструированных приборов. Так возникли ос-

нования экспериментального метода исследования явлений природы.

Этот крен еще более усилил Ф. Бэкон, сформулировав отличие науки