1 / 6 Next Page
Information
Show Menu
1 / 6 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 4·2016 1

УДК 331.5 DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-355

Откуда берутся новоиспеченные выпускники

с опытом работы

© Ж.М. Кокуева, К.В. Волкова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проведен анализ результатов опроса студентов различных вузов на предмет их

заинтересованности и возможности совмещения учебы с работой. Показано, что

такая заинтересованность существует, но имеется проблема с трудоустрой-

ством студентов по получаемой специальности. Предложены меры по поддержке

профессионального роста студентов.

Ключевые слова:

студенты, трудоустройство, опыт работы, профессиональный

рост, успеваемость, совмещение работы и учебы.

Выпускникам зачастую бывает сложно найти работу сразу после

получения диплома. Для решения этой проблемы студентам прихо-

дится начинать работать до окончания вуза, чтобы, закончив обуче-

ние, иметь за плечами некоторый опыт и быть более привлекатель-

ными кандидатами на рынке труда.

Речь идет об опыте работы не только в профилирующей области,

но и в любой другой организации, говорящем о том, что потенциаль-

ный сотрудник прошел первичную адаптацию [1, 2]: в частности,

знает основы работы с оргтехникой, привык к соблюдению рабочего

распорядка, понимает основы субординации и т. д. Работодатель

также может связаться с руководством потенциального сотрудника с

предыдущего места работы и узнать о его профессиональных каче-

ствах, дисциплинированности и пр. По этой причине студенты зача-

стую стараются совмещать учебу с работой [3]. Исследованию дан-

ного явления и посвящена предлагаемая статья.

В ходе исследования были опрошены 92 студента различных ву-

зов России и Европы, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им.

М.В. Ломоносова, Пермский национальный университет, МФТИ,

Tallinn University of Technology (г. Таллин, Эстония), VŠFS (г. Прага,

Чехия) и др. Охвачена аудитория, состоящая на 5 % из студентов 1-го

и 2-го курсов бакалавриата, на 34 % — из 3-го и 4-го курсов бака-

лавриата, на 28 % — из 4–6-го курсов специалитета, на 32 % — из

1-го и 2-го курсов магистратуры.

Респондентам были заданы вопросы на тему их текущей занято-

сти, связана ли их работа с получаемым образованием и как она вли-

яет на результаты их учебного процесса.

На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос, рабо-

тают ли респонденты в настоящее время.