Гуманитарный вестник
# 4·2016 1
УДК 331.5 DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-355
Откуда берутся новоиспеченные выпускники
с опытом работы
© Ж.М. Кокуева, К.В. Волкова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проведен анализ результатов опроса студентов различных вузов на предмет их
заинтересованности и возможности совмещения учебы с работой. Показано, что
такая заинтересованность существует, но имеется проблема с трудоустрой-
ством студентов по получаемой специальности. Предложены меры по поддержке
профессионального роста студентов.
Ключевые слова:
студенты, трудоустройство, опыт работы, профессиональный
рост, успеваемость, совмещение работы и учебы.
Выпускникам зачастую бывает сложно найти работу сразу после
получения диплома. Для решения этой проблемы студентам прихо-
дится начинать работать до окончания вуза, чтобы, закончив обуче-
ние, иметь за плечами некоторый опыт и быть более привлекатель-
ными кандидатами на рынке труда.
Речь идет об опыте работы не только в профилирующей области,
но и в любой другой организации, говорящем о том, что потенциаль-
ный сотрудник прошел первичную адаптацию [1, 2]: в частности,
знает основы работы с оргтехникой, привык к соблюдению рабочего
распорядка, понимает основы субординации и т. д. Работодатель
также может связаться с руководством потенциального сотрудника с
предыдущего места работы и узнать о его профессиональных каче-
ствах, дисциплинированности и пр. По этой причине студенты зача-
стую стараются совмещать учебу с работой [3]. Исследованию дан-
ного явления и посвящена предлагаемая статья.
В ходе исследования были опрошены 92 студента различных ву-
зов России и Европы, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им.
М.В. Ломоносова, Пермский национальный университет, МФТИ,
Tallinn University of Technology (г. Таллин, Эстония), VŠFS (г. Прага,
Чехия) и др. Охвачена аудитория, состоящая на 5 % из студентов 1-го
и 2-го курсов бакалавриата, на 34 % — из 3-го и 4-го курсов бака-
лавриата, на 28 % — из 4–6-го курсов специалитета, на 32 % — из
1-го и 2-го курсов магистратуры.
Респондентам были заданы вопросы на тему их текущей занято-
сти, связана ли их работа с получаемым образованием и как она вли-
яет на результаты их учебного процесса.
На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос, рабо-
тают ли респонденты в настоящее время.