И.Е. Сафарова
2
Гуманитарный вестник
# 1
2016
наглядности, компьютерных технологий, интеллектуальной доски, а
также знание технических средств улучшения слуха, иногда даже же-
стового языка [3].
Применение сурдотехнических средств не только в огромной
степени способствует восстановлению речевой коммуникации, но и
значительно облегчает процесс обучения. В последние годы проис-
ходит совершенствование электроакустической аппаратуры на осно-
ве микроэлектроники.
Начиная обучение английскому языку студентов с нарушением
слуха, следует сразу учесть степень его сохранности. Частичная по-
теря слуха может быть скорректирована с помощью специально по-
добранного и соответственно настроенного индивидуального аппара-
та. В настоящее время имеется огромный выбор внутриушных про-
граммируемых цифровых аппаратов с широкими возможностями
адекватного режима звукоусиления.
По-другому обстоит дело с глухими студентами, у которых пол-
ностью отсутствует разборчивость речи, т. е. потеряна дискримина-
ция (разборчивость и различение) речи [4]. Но и в этом случае также
необходима электроакустическая коррекция слуха. Во-первых, при
отсутствии звукоусиливающей аппаратуры остаточный слух угасает,
а во-вторых, остаточный слух глухого человека следует использовать
в бисенсорном (т. е. слухо-зрительном) восприятии. Происходит
своеобразное расширение канала связи, и уже независимо от того,
какой из каналов (зрительный или слуховой) является информатив-
ным для студентов, совместное их функционирование повышает
коммуникативные возможности.
К группе студентов с нарушением слуха относятся также студен-
ты с кохлеарной имплантацией. Кохлеарные имплантаты по суще-
ству являются микроэлектродами. Принцип работы следующий: в
микрофон, помещенный за ушной раковиной, подается сигнал. Мик-
рофон преобразует акустический сигнал в электрический и посылает
его в речевой процессор, который помещается в зависимости от вида
либо за ухом, либо на поясе или в кармане студента.
Также встречаются студенты, пользующиеся слуховой системой
«Дуэт». Она сочетает в себе кохлеарный имплантат и цифровой слу-
ховой аппарат. Слуховой аппарат акустически усиливает низкие ча-
стоты, в то время как кохлеарный имплантат электрически усиливает
средние и низкие частоты. Система способствует быстрому восприя-
тию устной речи, облегчает учебный процесс и является идеальной
для обучения глухих студентов.
Индивидуальные сурдотехнические средства целесообразно со-
четать со звукоусиливающей аппаратурой. Прежде всего с отече-
ственным устройством беспроводной связи «Сонет». Оно предназна-
чено для улучшения восприятия речи в обстановке, где расстояние и