Гуманитарный вестник
# 1
2016 1
УДК 808.2.378.02 DOI 10.18698/2306-8477-2016-01-335
Использование современной техники при обучении
английскому языку студентов с нарушением слуха
© И.Е. Сафарова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены факторы эффективного обучения студентов с нарушением слуха,
роль вспомогательных слуховых устройств в процессе обучения и необходимость
использования электроакустических систем и радиоклассов.
Ключевые слова
:
студенты с нарушением слуха, слуховой аппарат, вспомога-
тельные слуховые устройства, зрительное внимание, зрительная опора, электро-
акустическая аппаратура, радиоклассы.
В настоящее время на правительственном уровне принято не-
сколько законодательных актов об интегрированном обучении лиц с
ограниченными возможностями. Эти документы предусматривают
обеспечение доступности интегрированного инклюзивного образова-
ния для лиц с ограниченными физическими возможностями.
В МГТУ им. Н.Э. Баумана обучение студентов с нарушением
слуха успешно проводится с 1934 г. Специальные образовательные
программы университета базируются на развитии когнитивных спо-
собностей, на интеграции в социальной и профессиональной среде
лиц с нарушением слуха.
Преподавание дисциплины «Английский язык» в условиях МГТУ
им. Н.Э. Баумана предполагает создание необходимых условий для
эффективной социально-образовательной адаптации лиц с наруше-
нием слуха. Глобальные информационные сети и передовые техноло-
гии очень мотивируют к изучению английского языка.
Обучение студентов с нарушением слуха имеет свои особенности,
специфику, и вполне очевидно, что оно не может вестись путем исполь-
зования существующих методик, а должно синтезировать различные
подходы, приемы и методики обучения иностранному языку. С уверен-
ностью можно сказать, что к настоящему времени уже накоплен опыт
экспериментального обучения неслышащих студентов.
Известный ученый отечественной педагогики Л.С. Выготский пи-
сал, что у лиц с нарушением слуха овладение речью происходит обход-
ным путем [1]. Другие известные сурдопедагоги, такие как К.Г. Ко-
ровин, И.А. Шаповал, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячков, отмечали взаимо-
связь в овладении родным и иностранным языками [2].
Одним из факторов эффективного обучения является компетент-
ность преподавателя в применении различных способов общения: