О.Б. Максимова
4
Кроме того, единицы ассоциативного уровня используются для
создания наглядного, экспрессивного и зачастую ироничного образа
с оценочными коннотациями, выражающими позицию автора.
Например, автор блога выражает свое отношение к деятельности
Ю.В. Тимошенко следующим образом: «То, что Юлия Тимошенко
виновна перед украинским народом, не вызывает сомнений. Это афе-
ристка, украинский
Гайдар
и
Чубайс
в одном коктейле»
[6]. Совер-
шенно очевидно, что для адекватного понимания смысла вышепри-
веденного сравнения читателю необходимо не столько иметь точное
представление об идеологической платформе и взглядах Е.Т. Гайдара
и А.Б. Чубайса, сколько понимать, что символизируют «Чубайс» и
«Гайдар» в сознании россиян, какие устойчивые ассоциации пробуж-
дают эти имена.
Что касается последнего, метафорического уровня культурологи-
ческого контекста, то он оказался чрезвычайно активно задействован
в текстах политических блогов (по сравнению, например, с новост-
ными текстами). Если для адекватной интерпретации элементов ас-
социативного уровня достаточно иметь общее представление о том
или ином событии или явлении, то апелляция к метафорическому
уровню культурологического контекста предполагает, помимо нали-
чия фоновых знаний, также некое глубинное понимание смысла тек-
стов, ставших достоянием национальной культуры. Именно этот
факт, по нашему мнению, обусловливает высокую культурозначи-
мость и культурообусловленность образных средств метафорического
уровня. Например, в следующем отрывке автор удачно обыгрывает
названия двух чеховских пьес, проводя параллели между конфлик-
том, связанным с подмосковным лесом, и ломкой привычного жиз-
ненного уклада поместного дворянства: «А Химкинский лес давно
срублен на дрова, как
Вишневый сад
, и все
дяди Вани
Химок об этом
знают» [8].
Примечательно, что культурозначимые элементы ассоциативного
и метафорического уровней, апеллирующие к «культурной памяти
читателя» (часто их называют прецедентными текстами или преце-
дентными высказываниями [14, с. 107]), выполняют в блоггерском
дискурсе двоякую роль. С одной стороны, они позволяют высказать
авторское отношение к тому или иному явлению в иносказательной
или оценочно-экспрессивной форме. С другой стороны, их употреб-
ление предполагает не только наличие определенных фоновых зна-
ний у аудитории, но и активную когнитивную деятельность читателя,
восстанавливающего в памяти те источники, на которые ссылается
текст. Например, в записи, посвященной событиям на Украине, в ме-
тафорический контекст включаются мифологические сюжеты и пер-
сонажи: «Ровно на том месте, где на Украине должна была быть ре-