Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации
3
Под профессиональными компетенциями менеджера понимается
совокупность необходимых для выполнения управленческих обязан-
ностей или имеющихся у человека знаний, навыков, способностей,
деловых и личностных качеств, поведенческих моделей и отношений
к работе, компании и лицам, с которыми взаимодействует менеджер,
ориентированные на эффективное выполнение управленческих обя-
занностей [6].
Сегодня специалисты отмечают трансформацию в содержании и
наполнении компетентностного набора современных менеджеров, в
том числе и на различных уровнях управления.
1. Руководство высшего звена, которое составляет высший уро-
вень управления, где осуществляется планирование на длительный
период, принимаются решения, имеющие очень важные для органи-
зации последствия. Умение работать с целями и ценностями компа-
нии — главная компетенция топ-менеджера. Также к его компетен-
циям можно отнести умение быть лидером, инновационность, креа-
тивность, гибкость в управлении, способность к сотрудничеству,
коммуникации (умение взаимодействовать с партнерами, развитие
персональной коммуникабельности, умение убеждать), персональ-
ный и корпоративный тайм-менеджмент, хорошие познания в своей
профессиональной области.
2. Менеджеры среднего звена, на котором, как правило, осу-
ществляется координирование действий различных работников и
подразделений с целью достижения стоящих перед организацией це-
лей. Компетенции менеджеров данного уровня подразумевают пол-
ную осведомленность в своей профессиональной области, коммуни-
кации (посредничество между высшим и низшим звеньями управле-
ния), навыки межличностного общения, организованность, ориента-
цию на процесс, инициативность, способность определять проблемы
и рекомендовать их возможные решения.
3. Менеджеры низшего звена формируют технический уровень
управления, на котором выполняются стандартные трудовые опера-
ции. Но и на этом уровне наблюдаются изменение требований к ком-
петенциям, увеличение их гуманитарно-коммуникативной составля-
ющей. Например, таких, как способность оперативно принимать ре-
шения, обучать молодых и/или новых сотрудников, организация
собственной работы и поддержание необходимого уровня работоспо-
собности, оценка и контроль работы подчиненных.
Новые формы и методы хозяйствования, освоение хозяйствую-
щими субъектами инновационных подходов к управлению персона-
лом ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководи-
телей и предъявляют новые требования к их знаниям, навыкам, дело-
вым и личностным качествам. Подтверждением этого может служить
востребованность нового типа управленца, обладающего комплексом