Виртуальная реальность в науке и технике
3
3. В основе же последнего вида виртуальной реальности лежит
воспроизведение трехмерных изображений на большом изогнутом
экране. Такая форма помогает усилить у вас ощущение того, что вы
находитесь в виртуальном мире [6]. Дополнительный эффект присут-
ствия создают специальные трехмерные очки.
Лет десять назад технологии виртуальной реальности перестали
быть только объектом научных исследований. В настоящее время в
мире существуют более ста крупномасштабных установок виртуаль-
ной реальности, которые используются в самых разных областях
науки и техники, решая задачи как фундаментальных научных дис-
циплин, так и узкоспециализированных прикладных направлений [7].
Такие системы имеет большинство ведущих зарубежных компаний —
Boeing, Ford, General Motors, BP и многие другие.
Вычислительные мощности стремительно дешевеют, элементная
база тоже, и если пять лет назад системы виртуальной реальности
стоили миллионы долларов, то сейчас их можно реализовать, исполь-
зуя обыкновенные персональные компьютеры, и стоят эти системы
гораздо меньше. Создаются все новые специфические устройства для
систем виртуальной реальности: шлемы, кубические (трехмерные)
мыши, перчатки, виброполы и т. д. (для большинства таких устройств
еще даже нет устоявшихся терминов) [3]. При массовом производстве
их стоимость будет невысока, и можно будет говорить об использова-
нии систем виртуальной реальности в быту.
Сфера применения виртуальной реальности весьма широка — от
занимательных диалоговых видеоигр, в которых вы можете управ-
лять автомобилем, пилотировать самолет, нестись на лыжах вниз по
горному склону или охотиться за динозавром, — до вспомогательных
средств обучения врачей искусству хирургии или летчиков безопас-
ному пилотированию воздушного корабля. Машина способна сгене-
рировать «мир» размером с нашу Вселенную или же столь микроско-
пичный, как атом или молекула [8].
Одной из первых на эксперимент по применению виртуальной
реальности на производстве решилась американская корпорация
General Motors. Риск себя оправдал: созданный в 1994 г. в Детройте
центр виртуальной реальности обошелся концерну в 5 млн долларов,
а экономия при разработке новых моделей машин составила около
80 млн. Дело в том, что применение системы виртуальной реальности
позволяет убрать из процесса разработки новой модели такие опера-
ции, как создание пластилинового макета, продувка модели в нату-
ральную величину в аэродинамической трубе и крэш-тесты. Все эти
манипуляции инженеры и дизайнеры производят в виртуальном про-
странстве, где изменениям подвергается не физический, а электрон-
ный прототип автомобиля.