Background Image
 1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

1

УДК 004.8

Виртуальная реальность в науке и технике

© А.В. Чернышева, Т.А. Бойченко, Г.А. Резниченко

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматриваются понятие виртуальной реальности и ее применение в

науке и технике. Приведено происхождение термина «виртуальная реальность» и

его значение. Выделяются три формы виртуальной реальности: с использованием

шлема (с ТВ-экранами и наушниками) и перчатки, с использованием видеокамер, с

воспроизведением трехмерных изображений на большом изогнутом экране. Также

в статье рассказывается о применении данных технологий в проектировании и

испытании летательных аппаратов, автомобилей; в медицине и фармацевтике; в

обучении врачей, военных; в космической отрасли. В заключение говорится о несо-

вершенствах сегодняшнего уровня виртуальной реальности (невозможности пере-

давать запах и вкус) и о дальнейших перспективах развития.

Ключевые слова:

виртуальная реальность, модель, трехмерное изображение,

шлем, джойстик.

На протяжении длительного периода своей истории человек пы-

тался заменить ручной труд на машинный, что и являлось верной до-

рогой к прогрессу в области выполнения физической работы. С тече-

нием времени человеку это полностью удалось, и теперь существуют

целые заводы и фабрики, на которых механические процедуры со-

здания и сборки полностью роботизированы. Человеку лишь остается

контролировать работу машин, которую они выполняют на основе

заложенных программ. Поэтому стали подниматься вопросы о воз-

можности создания искусственного интеллекта и виртуальной реаль-

ности [1, 2].

Идея виртуальности возникла почти одновременно, с разницей

около 20 лет, сразу в нескольких сферах науки и техники. В кванто-

вой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали

рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств

существования. В области компьютерной техники появилось понятие

виртуального объекта (например, виртуальная память). В самолето-

строении была разработана виртуальная кабина самолета, особым

образом — посредством головного шлема — предоставляющая лет-

чику информацию о полете и боевой обстановке. В психологии были

открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман

термин «виртуальная реальность», ставший возможным благодаря

стремительной компьютеризации человечества.