1
УДК 808.2
Изучение глагольных фразеологизмов на занятиях
по русскому языку как иностранному
© К.Д. Зацепина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматриваются основные методы работы с фразеологизмами на за-
нятиях РКИ, сравниваются синонимичные фразеологизмы в различных языках,
подчеркивается важность изучения устойчивых выражений для формирования
лингвокультурологических и коммуникативных умений иностранных учащихся.
В статье предлагается система упражнений для работы на занятии.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, лингвокультурология, фразео-
логия.
Работа с фразеологизмами — немаловажная составляющая заня-
тия по русскому языку как иностранному на углубленном уровне.
Знакомство с фразеологическими оборотами способствует не только
расширению словарного запаса учащихся, но и формированию линг-
вокультурологической компетенции [1]. Как отмечают авторы посо-
бия «Методика преподавания русского языка как иностранного в ки-
тайской аудитории», «формирование лингвокультурологической
компетенции — это осознание языка как феномена культуры, как
культурно-исторической среды, воплощающей в себе историю, куль-
туру, обычаи народа, осознание национальной специфики языковой
картины мира, что способствует более глубокому пониманию истин-
ной природы культурного смысла, закрепленного за определенным
языковым знаком, в частности за фразеологической единицей. Во-
прос об изучении фразеологии в иностранной аудитории определяет-
ся необходимостью формирования у иностранных учащихся систем-
ного представления о русском языке. Расширение целей обучения
русской фразеологии направлено на освоение иностранными учащи-
мися культурного богатства русского языка в целом» [2, с. 34].
Для практической работы со студентами-иностранцами предпо-
чтительны глагольные фразеологизмы, так как это самый распро-
страненный тип оборотов. Кроме того, глагольные фразеологизмы
наиболее морфологически подвижны по сравнению с другими типа-
ми устойчивых выражений и легко согласуются с подлежащим [3–5].
Одной из самых интересных семантических групп среди глагольных
фразеологизмов является группа «Действия, поведение, состояние
человека», с которой мы предлагаем познакомиться иностранным
учащимся после короткой справки преподавателя об основных осо-
бенностях фразеологизмов. Короткий ряд фразеологических единиц,
отражающих разные, в некоторых случаях диаметрально противопо-