Д.Н. Луферов
6
Поисковые услуги осуществляются с помощью поисковых си-
стем (search engines), каталогов (directories), указателей (indices).
Обучающие услуги реализуются в виде сетевых курсов дистанци-
онного обучения (ДО), входящих в систему «открытого образования».
При этом различают «избирательное» и «полномасштабное» ДО.
Избирательное ДО
предполагает предоставление бесплатных об-
разовательных услуг студентам вузов и всем желающим. Именно
этот тип ДО наиболее широко распространен в мире («в США ис-
пользуется в 86 % вузов» [4, с. 11]).
Полномасштабное ДО
— это обучение, по окончании которого
выдается официальный диплом. В настоящее время данный тип ДО
набирает популярность в виде «массовых открытых онлайн курсов»
(МООК) (англ. Massive Open Online Course (MOOCs)).
Поскольку в основном обучение ведется на английском языке, у
иноязычных студентов появляется возможность освоить английский
в контексте своей будущей специализации.
Компьютерные программы, посредством которых можно созда-
вать и оперативно обновлять текстовые, аудитивные, визуальные и
аудиовизуальные продукты, позволяют вывести самостоятельную
работу учащихся на высший уровень продуктивной творческой дея-
тельности. К таким программам относятся прежде всего компоненты
Microsoft Office — Word и PowerPoint.
Мультимедийные презентации — это учебные материалы, подго-
товленные преподавателем или учащимися с помощью редактора
PowerPoint и демонстрируемые в классе с помощью компьютера и
проектора. Наличие такого ТС, как «интерактивная доска» (SMART
Board), позволяет преподавателю и студентам вмешиваться в состав
визуального образа — совершать разнообразные учебные, трениру-
ющие и закрепляющие действия («стирание», «вписывание», «под-
черкивание», «перемещение» и т. д.).
Мультимедийные презентации предполагают активную самосто-
ятельную творческую работу учащихся по созданию мультимедийно-
го продукта. Такая работа требует знаний и умений как технического
характера (работа с PowerPoint, программами для создания видео и
аудио, поиск и скачивание актуального материала из Интернета), так
и языкового (поиск и обработка вербальной информации, создание
текста презентации).
А.А. Вербицкий, говоря об организации обучения контекстного
типа, формулирует основные требования к оформлению информации
в визуальной форме и подаче лекции-презентации. При этом отмеча-
ется необходимость наличия в предъявляемом материале
проблемно-
сти
, а не просто
иллюстративности
. Формы наглядности должны
быть разными: натуральными, изобразительными, символическими
(в виде схем, рисунков, чертежей, мультипликации, видео и т. п.) [5].