Н.В. Бруяка, Н.Г. Багдасарьян
2
альная философия, сама по себе интегрирующая данные разных со-
циально-научных дисциплин.
Учитывая, что междисциплинарная методология подразумевает
такую организацию научной деятельности, при которой в исследова-
нии одного объекта принимают участие представители различных
научных дисциплин [6], главной методологической задачей междис-
циплинарных исследований становится преодоление описанного
И. Кантом противоречия между строением реальности (законы орга-
низации которой нам не всегда известны) и научным, дисциплинарно
организованным знанием [7].
Попытка применения междисциплинарного подхода к инноваци-
онной деятельности требует рассмотрения таких вопросов, как:
• специфика прикладных и фундаментальных разработок и ис-
следований;
• понятие и структура инновационной деятельности;
• проблема управления инновационной деятельностью и др.
Фундаментальные исследования в области инноваций позволяют
впоследствии нацеливаться на создание новых семейств изобретений
в различных сферах человеческой деятельности. Исследования при-
кладного характера направлены на адаптацию нововведений к кон-
кретным сферам деятельности и предопределяют специализацию в
определенной сфере. Стадия разработки всегда связана с воплощени-
ем образцов на производственном уровне. Фундаментальные иссле-
дования требуют значительных вложений для доведения проекта до
стадии практики и способствуют проработке основных и улучшаю-
щих нововведений.
Управление инновационной деятельностью требует государст-
венного регулирования, технологического прогнозирования, поиска
инновационных решений, организации нововведений на предприятии
и др. Стратегия исследовательской деятельности в области иннова-
ций выстраивается с учетом целевой области применения инноваций
и способов создания научно-технических новшеств.
Наряду с междисциплинарными подходами все более заметное
место занимает трансдисциплинарная методология — как универсаль-
ный инструмент исследования любых объектов и систем, рассматри-
ваемых в качестве фрагментов единой упорядоченной среды. Постро-
ение моделей динамического проявления полной информации позво-
ляет ответить на вопрос, почему объект исследования устроен именно
таким образом, какова история развития этого объекта и в каком
направлении он будет развиваться в дальнейшем [8]. Наиболее близко
к постановке и решению подобных проблем стоит методология фило-
софского анализа как интегративная методология метауровня.
Инновации исследуются социальной философией с точки зрения
сущности и механизмов, традиций и инноваций в диалектической