Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе - page 6

Г.К. Девлет-Гельды
6
ность к обучению, умению перерабатывать и анализировать большие
массивы информации. Во-вторых, в настоящее время повышаются
требования к личности будущего специалиста, который в своей про-
фессиональной деятельности должен: соблюдать нравственные нор-
мы и общественные правила поведения в интересах трудового кол-
лектива, фирмы, государства; обладать способностью к критическо-
му анализу и самоанализу, принятию экономически грамотных
решений, способностью разрешать конфликты и идти на компромис-
сы. Формированию этих навыков и помогает кейс-метод.
«Кейс» буквально означает «случай». Иначе говоря, кейс-метод
направлен на разбор конкретной ситуации, в рамках экономической
подготовки студентов — на разбор экономической ситуации. Кейс
может иллюстрировать теорию, отражать практическую ситуацию
или совмещать теорию и хозяйственную практику. Но в любом слу-
чае он должен заинтересовать студента, возбудить желание разрабо-
тать алгоритм принятия оптимального решения.
Приведем в качестве примера использования кейс-метода адап-
тированную к российской действительности экономическую ситуа-
цию, возникшую при выборе инвестиционного проекта модерниза-
ции аэропорта.
Бизнес-проект расширения аэропорта.
(источник: Британский
образовательный проект — 2: «Навыки менеджмента в области биз-
неса»).
В качестве учебного материала используется хозяйственная ситу-
ация, возникшая в аэропорту города N в связи с необходимостью
расширения его пропускной способности. Информация о предпола-
гаемых затратах и выгодах от реализации проекта представлена в
таблице.
Студенты получают задание: выступить в роли топ-менеджеров
аэропорта и найти ответ на следующий вопрос: насколько масштаб-
ной должна быть программа расширения аэропорта?
Предлагаются следующие варианты для принятия решений.
А. Построить один терминал, так как он обеспечивает наиболее
высокий предельный доход.
Б. Построить два терминала, так как в этом случае разница между
предельным доходом и предельными издержками наиболее высока.
В. Построить три терминала, поскольку это максимальное коли-
чество новых терминалов, для которых суммарный предельный до-
ход превышает суммарные предельные издержки.
Г. Построить четыре терминала, так как в этом случае проект
обеспечит максимальную пропускную способность пассажиров и
максимальный суммарный предельный доход.
В предложенном задании формируются интеллектуальные ком-
петенции, связанные со способностью оценивать происходящие со-
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook