Современный подход к преподаванию экономических дисциплин в техническом вузе
5
вивающий и воспитательный эффекты обучения, побуждают студен-
тов к открытому выражению своих мыслей. В это время формируют-
ся такие компетенции, как навыки межличностного общения, культу-
ра совместной деятельности, способность к критическому мышле-
нию, умение ясно и аргументированно излагать свои мысли.
Дискуссии
. Данная технология предполагает вовлечение студен-
тов в обмен мнениями по поводу спорных вопросов, различных точек
зрения или способов решения проблемы, анализа противоречивых
высказываний и оценок экономических явлений и процессов. Целью
проведения дискуссий может быть как закрепление пройденного, так
и ненавязчивое знакомство с новым материалом, стимулирующее по-
знавательный интерес студентов к предмету. Дискуссионные вопро-
сы должны затрагивать нравственные и политические взгляды сту-
дентов, развивать общекультурные и учебно-познавательные компе-
тенции, формировать исследовательские навыки и понимание
необходимости непрерывного обучения в течение всей жизни. Глав-
ное достоинство дискуссии состоит в побуждении участников заду-
маться над проблемой и научиться аргументированно отстаивать
свою точку зрения. Приведем в качестве примера несколько утвер-
ждений экономистов, предпринимателей, общественных деятелей,
которые вызывают интерес у студентов, стимулируют активную
мыслительную деятельность и желание подискутировать:
«Все, в чем мы нуждаемся, или стоит дешево, или ничего не сто-
ит» (Сенека Луций Анней, римский политический деятель, I в. до н. э.);
«Только два стимула заставляют работать людей: жажда зар-
платы и боязнь ее потерять» (Г. Форд, американский автопромыш-
ленник (1863–1947);
«Уклонение от налогов — единственное интеллектуальное за-
нятие, которое все еще окупает себя» (Дж.М. Кейнс, английский эко-
номист (1883–1946);
«Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к
обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом ме-
сте стоят люди» (Ли Якокка, американский менеджер (род. в 1924 г.);
«Занимать ненамного лучше, чем нищенствовать, точно так же,
как давать взаймы за большие проценты ненамного лучше, чем воро-
вать» (Пьер Буаст, французский лексикограф (1765–1824).
Анализ экономических ситуаций (кейс-метод). Целесообразность
использования этой технологии в процессе обучения будущих специ-
алистов-инженеров объясняется следующим. Во-первых, общей
направленностью современного образования является формирование
умений, навыков и «образовательных результатов, необходимых для
успешной социализации и работы в инновационной экономике» [8].
В качестве образовательных результатов особо выделяется способ-