Г.К. Девлет-Гельды
4
ленный вопрос таков: веревки с развевающимся бельем портят вид
зданий и создают впечатление бедности, как в фильмах итальянского
неореализма. Из-за этого снижается стоимость недвижимости, чего
категорически не хотят ее владельцы.
Мозговой штурм
— метод, при котором принимается любой от-
вет на заданный вопрос. Оценка высказанным точкам зрения не дает-
ся. Все ответы записываются на доске. Затем начинается групповое
обсуждение предложенных вариантов, ранжирование их по степени
значимости. Чем интереснее вопрос, чем большее удивление и эмо-
циональное оживление он вызывает, тем большее количество студен-
тов, в том числе и неуверенных в себе, он заинтересовывает, так как
допускает любые ответы, не требующие обоснований и аргументов.
Приведем в качестве примера вопрос, на который студенты-технари
дают разнообразные ответы-импровизации. «Почти 100 лет в США
железнодорожные вагоны имели бумажные колеса. Идея оригиналь-
ной технологии их производства была запатентована в 1869 г. быв-
шим машинистом Ричардом Алленом, ставшим владельцем бумаж-
ной фабрики. К 1886 г. на железных дорогах США использовалось
115 тыс. бумажных колес. Утверждали, что такие колеса меньше шу-
мят, поглощают удары и тряску и делают езду особенно плавной. По-
следние бумажные колеса в США были сняты с эксплуатации в 1960
г. До этого они использовались на внутризаводской одноколейке од-
ного из вагоностроительных заводов. Однако массовая замена бу-
мажных колес стала происходить с 1915 г. Их заменили металличе-
скими, хотя и существенно более дорогими. Почему?» Используя
знания по физике, математике, сопротивлению материалов, истории,
географии и другим наукам, будущие инженеры предлагают разно-
образные ответы, вплоть до того, что бумажные колеса повреждались
грызунами. Правильным же ответом на данный вопрос является то,
что в ХХ в. бумажные колеса были признаны небезопасными в связи
с началом производства железнодорожных вагонов из металла. Воз-
росший вес вагонов стал приводить к авариям. Экономическая целе-
сообразность производства дешевых колес уступила место сообра-
жениям технической безопасности, и бумажные колеса были замене-
ны на металлические.
Блиц-турнир
. Эту технологию объединяет с предыдущей общая
цель — формирование навыка отвечать на любые вопросы, в том
числе парадоксальные и неожиданные. Отличие блиц-турнира от
мозгового штурма в том, что в первом участвует несколько студен-
тов, в то время как остальные — зрители-болельщики. Игровой эле-
мент технологии состоит в том, что, отвечая на короткие вопросы
преподавателя и зрителей-болельщиков, студенты получают фишки.
Победителем блиц-турнира становится тот, кто наберет наибольшее
их количество. Выносимые на обсуждение вопросы усиливают раз-