1
УДК 378:159.9
Системный подход к подготовке
квалификационных работ в техническом вузе
© А.И. Гаврилов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены эффективные методики подготовки выпускной квалификационной
работы по инженерной тематике. Существенное внимание уделено как общим
вопросам проектирования, так и концепции инженерного анализа. Рассмотрен
системный подход к проведению научных исследований и инженерному проекти-
рованию. Приведены рекомендации по представлению материалов исследования,
рассмотрены критерии оценки выпускных работ в инженерном вузе. Представ-
ленные материалы могут быть полезны как преподавателям — руководителям
квалификационных работ, так и студентам-дипломникам.
Ключевые слова:
инженерный анализ, научные исследования, дипломное проекти-
рование, техническое творчество, методики подготовки, инженерные кадры.
Введение.
Ежегодно в МГТУ им. Н.Э. Баумана выносятся на за-
щиту в государственных аттестационных комиссиях тысячи диплом-
ных проектов, в той или иной мере удачных, но, безусловно, талант-
ливых, перспективных и так нужных современной России. На протя-
жении более полутора столетий лучший инженерный вуз страны, в
соответствии с первым уставом Императорского училища, решает
задачу подготовки кадров, «…способных служить Отечеству делами
рук своих в различных искусствах и ремеслах» [4]. Залогом успешно-
го решения задачи подготовки квалификационной работы (диплом-
ного проекта, дипломной работы или магистерской диссертации) в
инженерном вузе является системный подход, основанный на инте-
грации и структурировании таких процессов, как инженерный ана-
лиз, изобретательство и принятие решений, наряду с активным при-
менением знаний и навыков, полученных студентами в процессе
обучения.
Инженерное проектирование и его роль в современном обще-
стве.
Решение технических задач, несомненно, — занятие высокоин-
теллектуальное, требующее применения знаний и навыков, получен-
ных в процессе обучения. Инженерное проектирование по своей сути
не является искусством, а представляет собой вид деятельности, ко-
торую можно исследовать и анализировать и, следовательно, овладе-
вать ее основами в процессе обучения.
Инженерное проектирование в современном обществе как про-
цесс, предваряющий создание полезных предметов, тесно связано как