Особенности организации НИОКР студентов в лаборатории "Ионные технологии и покрытия" кафедры "Электронные технологии в машиностроении" - page 7

Особенности организации НИОКР студентов в лаборатории…
7
установки разрабатывается система управления. В результате к мо-
менту выполнения дипломного проекта студент осуществляет пол-
ный комплекс работ по решению задачи: разрабатывается техноло-
гия, которая зачастую и реализуется на инженерном практикуме в
лаборатории при его непосредственном участии; проводятся иссле-
дования, оптимизация, поиск новых решений; разрабатывается пер-
спективное оборудование для реализации технологии. А в ряде слу-
чаев личные достижения на этом пути и накопленный материал ста-
новятся основой для дальнейшей научно-исследовательской работы и
поступления в аспирантуру.
Особенности организации работы студента в коллективе ла-
боратории.
В своих работах А.Н. Леонтьев [2] определяет личность
как особое целостное качество, приобретаемое индивидом в обще-
стве, в совокупности общественных отношений, в которые вовлека-
ется. Личность создается общественными отношениями, в которые
индивид вступает в своей деятельности, при этом индивидуальные
особенности не уничтожаются, а являются предпосылками, условия-
ми ее формирования. Они могут трансформироваться, но не являются
определяющими личность. Личность порождается деятельностью и
действует под влиянием различных мотивов.
Мощным фактором развития личности служит стремление инди-
вида к самовыражению и проявлению в коллективе. Стремление сту-
дента к самовыражению, самореализации и проявлению себя в кол-
лективе необходимо учитывать при организации работы в лаборато-
рии. Важно на начальном этапе вхождения студента в коллектив
разглядеть его сильные стороны, спланировать и построить его рабо-
ту таким образом, чтобы, опираясь на свои лучшие качества, он смог
эффективно проявить себя и стать в своем деле лучшим. Однако при
этом не менее важно, чтобы он не отдалился и не противопоставил
себя коллективу, иначе это может стать причиной будущих конфлик-
тов и приведет к снижению эффективности решения общих задач.
Каким же образом достичь гармонии между такими противополож-
ными факторами?
Учет положительного опыта организации жизнедеятельности
разновозрастных коллективов известными педагогами (например,
А.С. Макаренко [3]) и использование воспитательных возможностей
коллектива в такой ситуации могут способствовать решению этой
проблемы. Следует отметить, что на старших курсах студенты
наиболее быстро взрослеют, приобретают самостоятельность, ответ-
ственность при принятии решений. По этой причине даже годовая
разница в курсе обучения между студентами на старших курсах вос-
принимается ими как существенная. Как правило, обучающиеся на
более младших курсах прислушиваются к мнению старших студен-
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15
Powered by FlippingBook