А.И. Беликов
2
ются недостаточная связь учебного процесса с реальным производ-
ством и его задачами, малый объем практики. Если добавить к выше-
сказанному тенденцию последних лет к неуклонному падению пре-
стижности профессии инженера, то в подобных социальных условиях
факторов, способствующих повышению мотивации к обучению и
накоплению знаний, у студентов инженерных вузов практически не
остается. В этих условиях требуется поиск новых методических при-
емов, которые способствовали бы вовлечению студентов в регуляр-
ную инженерную деятельность на протяжении учебного процесса,
повышению заинтересованности студента в активном обучении, в
том числе и за счет его эффективной самореализации с учетом инди-
видуальных наклонностей и способностей.
Материально-техническое обеспечение лаборатории.
Для ус-
пешного развития и профессионального становления студента как
инженера и исследователя в рамках научно-исследовательской и
опытно-конструкторской работы необходимы наличие материальной
базы и инфраструктуры современного уровня, возможность участво-
вать в решении масштабных и перспективных научно-технических
задач.
Такая возможность применительно к современному направлению
инженерии поверхности, связанному с разработкой и исследованием
тонкопленочных технологий модификации поверхности, предостав-
ляется студентам кафедры «Электронные технологии в машиностро-
ении» в лаборатории «Ионные технологии и покрытия».
Лаборатория оснащена модернизированной вакуумной установ-
кой Balzers-350G с технологической системой на основе автономного
источника ионов для обработки поверхности и магнетронными рас-
пылительными системами для нанесения тонких пленок (рис. 1).
Установка уникальная, технологическая система разрабатывалась и
реализовывалась аспирантами и студентами лаборатории под задачи,
которые планировались в рамках научно-исследовательского и учеб-
ного процессов, она обеспечивает обработку различных изделий и
экспериментальных образцов.
Установка используется как в учебном процессе при проведении
лабораторных работ по курсу «Элионные технологии», курсовых
научно-исследовательских работ студентов (КНИРС), занятий по
дисциплине «Инженерный практикум», так и для научно-иссле-
довательских работ, в том числе по приоритетному направлению раз-
вития «Наноинженерия».
Наличие технологической базы и возможность получения опыт-
ных образцов как осязаемых результатов работы, безусловно, спо-
собствует проявлению у студентов интереса к исследовательской де-
ятельности. Увлеченности студентов процессом инженерной работы