А.И. Беликов
12
разрабатываемых в рамках 20-летнего международного проекта, вы-
зывает повышенную заинтересованность в работе со стороны аспи-
рантов и студентов [9].
Использование коллективных обсуждений задач и формирование
у студента понимания того, как решение его частной задачи приво-
дит к решению общей, сложной, значимой проблемы, которой зани-
мается коллектив, имеет важное значение для мотивации обучающе-
гося к научно-исследовательской и инженерной деятельности. Фор-
мирование у каждого студента четкого видения своего места в
обширном процессе разработки новой техники и технологий, пони-
мание им значимости и актуальности решаемой проблемы не менее
важны, чем углубление в суть проблемы.
Заключение.
Подводя итог сказанному, можно отметить следу-
ющие существенные моменты, которые способствуют повышению
эффективности занятий студентов НИОКР, росту их заинтересован-
ности в освоении практических инженерных навыков.
Наличие в учебном плане дисциплин, обеспечивающих регуляр-
ность занятий студентов старших курсов практической инженерной и
научно-исследовательской работой, взаимосвязанных с курсовым и
дипломным проектированием.
Формирование актуальной тематики НИОКР в рамках лабора-
торного или производственного практикума, обеспечивающей при-
влечение студентов к решению перспективных практических задач с
учетом их индивидуальных особенностей и предпочтений.
Использование воспитательных возможностей коллектива, создание
рабочих мини-групп, состоящих из студентов разных курсов и аспиран-
тов, работающих над решением единой задачи. Формирование в лабо-
ратории атмосферы дружественности и творчества, уважения к индиви-
дуальным способностям каждого участника коллектива. Взаимная от-
ветственность членов коллектива в процессе решения общих задач.
Использование методического обеспечения, способствующего
направленному движению студента к достижению цели на каждом
этапе процесса обучения. Четкое формулирование руководителем
семестрового задания на НИОКР студента, учет его индивидуальных
особенностей и склонностей.
Применение современных информационных технологий в про-
цессе обучения для повышения эффективности инженерной деятель-
ности студента, а также снижения временных затрат преподавателей
при оформлении и учете семестровых заданий на КНИРС и проекты.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Похолков Ю.П., Рожкова С.В., Толкачева К.К. Уровень подготовки ин-
женеров России. Оценка, проблемы и пути их решения.
Проблемы управ-
ления в социальных системах,
2012, т. 4, вып. 7, с. 6–14.