1
УДК 378.147.88
Особенности организации НИОКР студентов
в лаборатории «Ионные технологии и покрытия»
кафедры «Электронные технологии
в машиностроении»
© А.И. Беликов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлен опыт организации научно-исследовательской и опытно-конструк-
торской работы студентов в лаборатории «Ионные технологии и покрытия» ка-
федры «Электронные технологии в машиностроении» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Учебный план кафедры отличается преподаванием на старших курсах специаль-
ной дисциплины «Инженерный практикум», благодаря которой студенты посто-
янно и регулярно занимаются научно-исследовательской и опытно-конструк-
торской работой (НИОКР). Приведены техническое обеспечение лаборатории и
направления научно-технической работы. Рассмотрены вопросы методического
обеспечения дисциплины «Инженерный практикум» на основе современных ин-
формационных технологий и ее связь с другими кафедральными дисциплинами.
Особое внимание уделено индивидуальному подходу к каждому студенту и органи-
зации его работы в лаборатории с учетом взаимодействия со студентами других
курсов кафедры. Реализация такого подхода обеспечивается созданием в лабора-
тории студенческих мини-групп, выполняющих в рамках инженерного практикума
перспективные научно-технические и опытно-конструкторские работы.
Ключевые слова:
научно-исследовательская работа студентов, лабораторный
процесс, тонкопленочные технологии, информационное обеспечение.
Введение.
Проведенные к 2012 году Ассоциацией инженерного
образования России исследования уровня инженерного образования в
России, базирующиеся на экспертных оценках как представителей
промышленности, так и преподавателей инженерных вузов, свиде-
тельствуют о низком уровне подготовки инженеров. И та, и другая
категории экспертов сходятся во мнениях и характеризуют этот уро-
вень в основном как «удовлетворительный» [1]. При этом 51 % экс-
пертов полагает, что степень корреляционной зависимости между
состоянием инженерного дела и состоянием инженерного образова-
ния является устойчивой. И это понятно, поскольку вследствие реор-
ганизации экономической системы России в завершающем десятиле-
тии XX века многие предприятия промышленности, балансируя на
грани выживания, вынуждены были ослабить, а порой и вовсе отка-
заться от былых связей с профильными кафедрами технических ву-
зов, что привело к ухудшению такой важной составляющей учебного
процесса, как инженерная практика. В исследовании также отмеча-