Теоретико-методологический анализ понятия "толерантность" в отечественном гуманитарном познании и его практическое значение - page 7

Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность»…
7
обращены к работнику, месяцами не получающему зарплату, или
вкладчику банка, в очередной раз обобранному жуликоватым банки-
ром. Долготерпение, воздержание от правовых протестных действий
здесь уже выступают показателями низкой политической культуры.
При любом социальном потрясении можно с уверенностью про-
гнозировать вспышку агрессии и интолерантного поведения. (Инто-
лерантность — проявление нетерпимости, агрессии, ненависти.) Но-
сителями интолерантности могут быть как личность, так и практиче-
ски все формирующиеся в обществе социальные группы и общности.
Основное содержание толерантности как специфики российского
характера формировалось под влиянием многих факторов, таких как:
полиэтничность и полирелигиозность общества с момента становле-
ния российской государственности и до сегодняшнего дня; суровость
природных условий территории России, требующая милосердия и
сострадания; геополитическое положение государства, систематиче-
ская борьба за независимость, а также историческая роль России как
собирательницы земель и защитницы обиженных и гонимых.
Историческая ограниченность познания, относительность знаний,
особенно связанных с убеждениями, гуманитарными и обществен-
ными воззрениями, подчеркивают важность соблюдения терпимости
к иным взглядам, оставаясь при своих убеждениях и не уступая чу-
жим воззрениям, но избегая насилия, столкновения, ибо принципи-
альность при отстаивании своих убеждений вовсе не тождественна
правовой нетерпимости к инакомыслию. Признание права на разли-
чие — основа толерантности, в особенности признание прав мень-
шинства, действующего, в свою очередь, в рамках закона и не нару-
шающего прав других людей. Необходимость соблюдения членами
разных социальных общностей, у которых могут быть различные ин-
тересы, определенных правил поведения, основанных на компромис-
се, взаимных уступках, терпимости, представляется очевидной.
Но практика свидетельствует о том, что толерантность массового
сознания труднодостижима в силу той же первоначальной посылки,
т. е. в силу существования разных интересов, воззрений, традиций,
предпочтений, амбиций. Их носители подчас догматически абсолю-
тизируют свои представления, нарушая при этом признанные миро-
вым сообществом правовые и нравственные нормы.
Толерантное интернациональное воспитание — многогранный
процесс. Обращение к каждому аспекту проблемы требует серьезно-
го внимания и такта. Оно, в частности, предполагает точное исполь-
зование названия этносов и государственно-территориальных обра-
зований.
Заключение.
Российское общество, на мой взгляд, заинтересова-
но в том, чтобы у его членов, особенно у молодежи, сформировалось
мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последова-
1,2,3,4,5,6 8,9
Powered by FlippingBook