А.В. Ореховский
2
ных деятелей есть свои концепции по вопросам социального устрой-
ства, принципам хозяйствования, развития культуры, воспитания,
образования, семьи, обустройства быта и т. д. (подобный плюрализм
естествен и неизбежен), но в первую очередь оттого, что они, как
правило, склонны считать «злом» и «бедой» то, что другие не разде-
ляют их взгляды. Исторически политическая и идеологическая так-
тика власть предержащих при наличии разброса мнений, взаимоис-
ключающих концепций, их соперничества сводилась по преимуще-
ству к насильственному принуждению, которое являлось не только
сугубо политическим, даже физическим, но и сочеталось с экономи-
ческим, идеологическим, психологическим подавлением.
Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на
истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие
целого комплекса условий — объективных и субъективных. В той
или иной мере оказывают воздействие многообразные факторы —
исторические традиции, ментальность различных слоев народа, по-
литическая воля и особые интересы центральной и региональных
элит, степень правовой и политической культуры граждан, наличие
соответствующего законодательства и эффективность деятельности
правоохранительной системы, социально-экономические условия,
характер взаимоотношений между этносами и религиозными общно-
стями, их открытость другим культурам, отношение к социально уяз-
вимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам, позиция
представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах
массовой информации, и т. д.
Исключительное значение имеет школьное и вузовское воспита-
ние, призванное формировать у молодых людей открытость к другим
культурам, способность ценить свободу личности, уважать человече-
ское достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты
или разрешать их ненасильственными средствами. В любой стране
имеются свои положительные и отрицательные традиции в рассмат-
риваемой сфере. В России, особенно среди властных структур, в до-
вольно значительной степени проявляются традиции нетерпимос-
ти [6]. Закрепленные в общественном сознании и психологии, насле-
дуемые подрастающими поколениями посредством определенных
представлений, обычаев, предрассудков, норм поведения, эти тради-
ции во многом сохранялись и при смене общественных систем, поли-
тической власти, официальных идеологий. Это относится к сфере
светской, гражданской истории и к сфере духовного выбора.
Методология понятия «толерантность».
Прогрессивная мысль
во все времена стремилась определить пути установления лояльных,
неагрессивных, доброжелательных отношений между различными
людьми, социальными стратами, этносами, религиями, культурами,