Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность»…
3
государствами и цивилизациями. В современном мире некоторые
нормы и принципы подобных взаимоотношений, носящие гумани-
стический характер, получили поддержку общественного мнения,
зафиксированы в государственных законодательствах, международ-
ных договорах. 25 июля 2002 г. принят Федеральный закон № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности», в августе 2001 г.
правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе». В этих документах особое
внимание уделяется воспитанию разных социальных групп, в первую
очередь молодежи, в духе миролюбия, толерантности, веротерпимо-
сти, налаживанию межэтнического и межконфессионального диало-
га, профилактике национальной, расовой и религиозной неприязни,
ранее не свойственной нашему народу, других форм экстремизма,
уменьшению риска социальных взрывов, правовому пресечению
противозаконных действий и т. д.
В социальном познании категория «толерантность» прошла дли-
тельную эволюцию. Автор опирается на концепцию В.М. Золотухина,
изложившего историю развития данного понятия начиная от антич-
ности и заканчивая современностью. Если изъясняться предельно ла-
конично, то понятие «толерантность» имеет следующий посыл: обуз-
дание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); интеллек-
туальная самозащита (Платон); стремление к «золотой середине»
(Аристотель); преодоление страданий (Ф. Аквинский); преодоление
соблазна (Э. Роттердамский); симпатия (А. Смит, Д. Юм); сострадание
(Ж-Ж. Руссо); всеобщий человеческий долг (И. Кант); сохранение
мудрой меры равновесия (И.В. Гете); идея всеобщего равновесия
(Г. Спенсер) и т. д. В отечественной философии проблемы толерант-
ности одними из первых начали рассматривать Л.И. Петражицкий,
С.Л. Франк, И.В. Кириевский, Н.А. Бердяев [2].
В настоящее время на первый план выдвигается многотрудная и
долговременная задача обеспечения реального воплощения взятого
руководством России политического курса. Это чрезвычайно слож-
ная, многоплановая проблема, решение любого аспекта которой, оче-
видно, возможно лишь при объективном знании действительного по-
ложения дел, что предполагает серьезное исследование среди раз-
ных — социальных, этнических, религиозных — групп населения, в
том числе молодежи.
В этой связи актуально решение ряда вопросов как методологи-
ческого, так и практического характера. Во-первых, важно обеспе-
чить методологически правильный подход к исследуемым явлениям
и, соответственно, к ключевым понятиям (толерантность и его анти-
под экстремизм). Их осмысление должно быть свободно от иллюзий,