Теоретико-методологический анализ понятия "толерантность" в отечественном гуманитарном познании и его практическое значение - page 6

А.В. Ореховский
6
различие, индифферентность к любым взглядам и действиям, как и
не смирение перед общественным или бытовым злом [5]. Не может
быть согласия между правдой и ложью, добром и злом. Искусствен-
ное же стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернет-
ся еще большим злом.
Следование требованиям толерантности (терпимости) исключает
примиренчество к нарушениям правовых и нравственных норм
,
осо-
бенно характерным для ее антипода — экстремизма. Так, аморально
и преступно мириться с различными формами противоправного
насилия и социальной несправедливости, нарушителями обществен-
ной безопасности, террористической деятельностью, нарушениями
прав и свобод человека и гражданина, разжиганием социальной, ра-
совой, национальной или религиозной розни и осуществлением в
связи с ней актов насилия и вандализма, унижением национального
достоинства, попытками насильственного изменения основ консти-
туционного строя и подрыва государственной целостности страны.
Подобные антиобщественные действия представляют суть экстре-
мизма.
Особо подчеркнем, что основные характеристики экстремизма
прямо противоположны принципам толерантности. Например, если
экстремистская деятельность включает пропаганду исключительно-
сти, превосходства или неполноценности граждан в зависимости от
их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности, то принцип толерантности исходит из того, что лю-
ди, различаясь по своей природе, внешнему виду, положению, языку,
поведению и ценностям, обладают нерушимым правом сохранять
свою индивидуальность, одинаково пользоваться универсальными
правами и основными свободами человека [1].
Противоположность толерантности и экстремизма, гуманизма и
вандализма, необходимость реального представления о возможно-
стях и сферах реализации принципа толерантности неизбежно подво-
дят к важному методологическому посылу: не следует проявлять
терпимость там и тогда, где и когда, по словам великого русского
баснописца И.А. Крылова, «нужно власть употребить». И «чтоб ре-
чей не тратить по-пустому» [3], по отношению, например, к казно-
крадам, обворовавшим страну, которым бесполезно говорить о со-
блюдении заповеди «не укради», бессмысленно говорить с террори-
стами о заповеди «не убий».
Утопичны, даже безнравственны, призывы к жертвам «дикого
капитализма» соблюдать принципы толерантности всегда и во всех
случаях в условиях крайней социальной неудовлетворенности, при
вопиющих проявлениях социального неравенства. Так, вряд ли
уместны напоминания о терпимости и благожелательности, если они
1,2,3,4,5 7,8,9
Powered by FlippingBook