А.В. Ореховский
4
односторонних преувеличенных ожиданий. Необходимо учитывать
области и границы их использования, а также ориентировать на рас-
крытие и устранение реальных условий, побудительных причин, вы-
зывающих явления экстремизма, на принятие профилактических мер
по их предупреждению. Иначе можно сосредоточиться на борьбе
только со следствиями данных явлений, игнорируя их социальные
условия и причины. Во-вторых, нужны конкретные исследования,
призванные содержательно раскрыть по крайней мере следующие
вопросы: какие реальные социально-экономические, духовно-нрав-
ственные и культурные характеристики в условиях трансформации
ценностных ориентаций подталкивают россиян к экстремистским
действиям; действие каких сил увеличивает социальную напряжен-
ность в обществе и как им противодействовать? Как влияет традици-
онный для России гуманистический потенциал — культура, наука,
искусство, религия — на формирование толерантных установок в со-
временный период? Раскрытие поставленных вопросов уместно бу-
дет после анализа сущности, содержания толерантности как понятия,
а также как социального явления, функционирующего в обществе.
Существует множество определений толерантности. Поэтому на базе
анализа ряда источников целесообразно обобщить их в несколько
групп.
Этимологическая дефиниция.
Например, «Словарь иностран-
ных слов и выражений» и «Большой энциклопедический словарь»
определяют «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям,
верованиям, поведению (происходит от латинского
tolerantia
— тер-
пение)» [9].
В использовании термина «терпимость» отображается в какой-то
мере давняя российская традиция. Так, в подготовленном в XIX в.
«Полном словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «терпи-
мость» характеризуется как свойство, качество терпеть что-либо или
кого-либо только по милосердию, снисхождению [8]. Аналогичное
толкование встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова [4].
Политологическая дефиниция.
Согласно «Декларации принци-
пов толерантности» этот термин означает «уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,
наших форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знание, открытость, общение и
свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония
в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и
правовая потребности. Толерантность — это добродетель, которая
делает возможным достижение мира и способствует замене культуры
войны культурой мира» [7].